Дорогая война


Власти Израиля подсчитали возможные потери для экономики от военного конфликта в Ливане. По оптимистичному сценарию Минэкономики военная операция скоро закончится и будет стоить экономике 0,3–0,4% ВВП. При быстром окончании войны потери понесет туристическая отрасль (0,3–0,4% ВВП), а бюджетные затраты составят не более $1 млрд. Прямой ущерб от ракетных обстрелов не превысит $200 млн. Размер бюджетных компенсаций бизнесу на севере Израиля составит около $390 млн, пишет израильская деловая газета Globes.

Но если же конфликт превратится в войну на истощение, экономика потеряет до 2% ВВП – $2,5–2,7 млрд в 2006–2007 гг. Длительный конфликт приведет к снижению производства, потере иностранных инвестиций, доходов от туризма и снизит потребление. Возрастут прямые военные траты государства и расходы на восстановление пострадавших от обстрелов северных районов, на возмещение ущерба частным лицам и бизнесу. Тогда прямые расходы правительства на войну составят $4,5 млрд. На ведение боевых действий Израиль потратит до $2 млрд (день войны стоит $11–22 млн), $450 млн – на срочные правительственные траты и столько же на компенсации. Налоговые потери чиновники оценивают в $600–900 млн, а ущерб северным районам от ракетных обстрелов – до $450 млн.

Оценка председателя центробанка Израиля Стенли Фишера выше – он считает, что даже быстрое (за месяц) окончание войны будет стоить 0,7–0,9% ВВП. Финансовые потери Израиля за три недели военных действий составили от $500 млн до $700 млн.

Последствия для Ливана будут не в пример хуже.

Военный конфликт может подорвать финансовую систему и экономику скорее Ливана, чем Израиля. Если военные действия не закончатся до сентября, то о росте ВВП на 5% в 2006 г. можно забыть, цитирует Bloomberg министра финансов Ливана Джихада Азура. Боевые действия уже нанесли Ливану ущерб свыше $2 млрд – разрушена инфраструктура. Председатель центробанка Ливана Риад Саламех добавил, что потери туристической отрасли и остановка промышленного производства стоили стране еще $2 млрд. Но Азур уверен, что экономика и финансовая система выстоят.

Помогает Ливану Саудовская Аравия: по данным Reuters, король Абдалла перевел $1 млрд ливанскому центробанку на поддержку национальной валюты и еще $500 млн правительству на восстановление инфраструктуры. Идет речь о займе или даре, саудовские власти не уточнили. Курс ливанского фунта привязан к доллару в соотношении 1500:1, и стабильность курса стимулирует порядка 12 млн ливанских экспатов хранить сбережения в родных банках. Саламех отказался сообщать, сколько потрачено на поддержание фунта. Но если он упадет, у Ливана будут трудности с обслуживанием внешнего долга ($38,8 млрд, или 170% ВВП).

За последние две недели цены ливанских свопов “кредит-дефолт”, которые используются как рыночная страховка от дефолта, резко выросли. Стоимость такого страхования на пять лет от дефолта Ливана по гособлигациям на $10 млн выросла на $285 000 до $535 000 в год. А спрэд увеличился с 250 базисных пунктов до 535 к американским бумагам. “Сложно найти развивающуюся страну, у которой спрэд по свопам “кредит-дефолт” был бы шире, чем у Ливана”, – говорит Грэм Кейт, вице-президент группы структурированных продуктов J.P. Morgan. У Израиля аналогичный показатель не изменился с начала войны.

Надежд на скорый мир мало, говорит президент Института изучения Ближнего Востока Евгений Сатановский. “Договоренность о прекращении огня станет возможной, если мировое сообщество согласится отправить в Ливан миротворческий контингент минимум в 10 000 солдат”, – считает директор Израильско-палестинского центра информации в Иерусалиме Гершон Баскин.