ГЛОБАЛИСТ: Османская империя XXI в.


Настоящие смертники на Ближнем Востоке – это израильтяне. Говорить об этом крайне тяжело, но результатом нынешней американо-израильской политики может стать уничтожение Государства Израиль. Эта политика медленно, но верно ведет к объединению Ближнего Востока под знаменем исламского фундаментализма. На глазах теряют авторитет нерелигиозные, не враждебные Западу структуры и центры влияния на пространстве от Ирана до Средиземноморья.

Правители Саудовской Аравии, Иордании, Египта и, возможно, даже Сирии любят “Хезболлу” не больше, чем израильтяне. Но они понимают, что израильская политика подпитывает рост этой гидры и в их собственных странах. Вот почему они просили США сделать все для прекращения огня в Южном Ливане.

Мирное соглашение между Израилем и Египтом, заключенное при посредстве президента Картера, было чуть ли не единственным примером истинно государственного подхода к конфликту на Ближнем Востоке за все послевоенное время. Но есть ли гарантии, что следующий, более радикальный режим в Каире не откажется от соблюдения договора?

Лидеры Израиля исходят из того, что, какую бы политику ни вела их страна, она будет поддержана США – сейчас и всегда. Поощряя эту иллюзию, американцы оказывают партнерам медвежью услугу.

Что является движущей силой близорукой политики Джорджа Буша? Произраильское лобби? Но оно было всегда, а особое влияние на ближневосточную политику приобрело еще при Клинтоне. Причина доминирования этого лобби связана, мне кажется, с развалом СССР. Советы служили сдерживающим фактором для амбиций США и Израиля в регионе. Но начиная с 90-х гг. необходимость учитывать возможную реакцию другой сверхдержавы исчезла.

Если и есть логика в действиях США, то она в том, чтобы задушить на корню источник “исламистской заразы” – клерикальный режим в Иране. Ликвидация “Хезболлы” Израилем может рассматриваться как первый этап этого плана. Но это совершенно безумный план, по сути, выдвигающий Израиль на передовую войны, которую у США нет ни воли, ни возможности выиграть.

Ключом к безопасности Израиля является мирное решение палестинской проблемы. Принципы разрешения конфликта просты: Израиль уходит с оккупированных территорий, стороны идут на взаимные уступки, договариваются о границах и признают друг друга, беженцы получают компенсации за утраченные земли, “международное сообщество” подписывается под договором. Затем может быть создан таможенный союз Израиля и Палестины как часть зоны свободной торговли, включающей Ливан, Египет, Иорданию и Сирию. Объединяющими факторами стали бы общая цель экономического развития и признание религиозного, этнического и культурного многообразия.

Фундаментом безопасного и процветающего Ближнего Востока не могла стать “нарезка” национальных государств, сделанная британцами и французами после Первой мировой войны. Не могла им стать и идея расово и экономически замкнутого панарабского союза, выдвинутая Гамалем Абдель Насером. Основой объединения могла бы стать “Османская империя XXI в.” – широкая федерация исламских государств, в которой нашли бы себе место и еврейское, и христианские сообщества. Как бы фантастично ни звучала сейчас эта идея, без такого видения порочный круг кровной вражды на Ближнем Востоке разорвать не удастся.