Лекарствам будет трудно


По данным Росздравнадзора, из 17 000 зарегистрированных в России лекарств 69% выпускается российскими производителями, а 31% импортируется. Подделки на этом рынке встречаются нередко. По словам руководителя службы Рамиля Хабриева, из 68 серий лекарств, проверенных Росздравнадзором в первом полугодии, почти половина оказалась контрафактом. При этом в 70% случаев подделываются именно импортные лекарства. Хотя “серьезного ущерба для здоровья от поддельных лекарств еще не зафиксировано”, служба намерена очистить аптеки от контрафакта. Во всех регионах уже созданы территориальные управления по борьбе с подделками, отмечает Хабриев. На ноябрь запланированы внеплановые проверки оптовой и розничной сетей.

Не оставит Росздравнадзор без внимания и производителей. “Мы готовим нормативные документы, которые заставили бы зарубежных производителей работать на российском рынке по тем правилам, по которым работают наши производители”, – говорит Хабриев. Разработаны административные регламенты, которые будут регулировать оборот лекарств в России. Один из них предполагает, что иностранные производители должны регистрировать юрлицо с полномочиями на обладание патентами, чтобы “оно могло выступать ответчиком в случае обращения населения”, заявил Хабриев. Сейчас у иностранцев в России нередко есть только торговые представительства или маркетинговые службы и, если возникают претензии к качеству лекарств, они отвечают: “Мы его не производили”, а российский гражданин вынужден искать правды в международных судах, поясняет чиновник службы.

Идея Росздравнадзора “немного удивляет”, отмечает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Сергей Бобошко: “Ни одна крупная компания не передаст права интеллектуальной собственности другим предприятиям, даже дочерним”. Если эту идею реализовать, импортных лекарств в России не будет вообще. Бобошко успокаивает только то, что регламент не согласован с другими ведомствами. “Никто никогда не передаст исключительные авторские права российскому юрлицу”, – соглашается чиновник Минэкономразвития. В окончательном тексте регламента скорее всего останется только обязанность регистрировать компанию, говорит он.

Вариант Минэкономразвития не создаст проблем иностранным компаниям. “Объем нашей торговли [в России] невысок, и гораздо удобнее не оформлять юрлицо, но, если потребуется, мы не будем возражать”, – говорит руководитель представительства индийской компании Alembik. Бобошко с ним согласен, хотя в случае с крупными компаниями разницы между юрлицом и представительством нет: они и так заботятся о своем имидже и качестве товара.

А юристы не понимают, как изменение статуса поможет российским потребителям. Иск к организации и сейчас может быть подан по месту нахождения ее филиала или представительства, отмечает председатель коллегии “Легис групп” Сергей Горбачев. По закону о защите прав потребителей ответственность несет продавец, а обращаться в суд гражданин может по месту жительства, добавляет адвокат коллегии “Николаев и партнеры” Петр Домбровицкий. Ведь если аптека продает контрафакт, производитель подлинных лекарств здесь ни при чем, недоумевает он. Хотя обязанность регистрировать фирму может сократить количество посредников между производителем и покупателем и риск несколько снизится, заключает Домбровицкий.