НБП судится по-турецки


Вчера национал-большевики обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой из-за январского отказа Минюста зарегистрировать их в качестве партии. Под заявлением подписались лидер движения Эдуард Лимонов и два нацбола – Александр Аверин и Алексей Волынец. Они утверждают, что государство нарушило права 50 000 их сторонников. Попытки обжаловать решение в российских судах успехом не увенчались.

Авторы жалобы указывают, что с 2001 г. власти неоднократно пытались прекратить политическую деятельность их движения, и утверждают, что суд был “пристрастным” – нацболам даже не дали вызвать свидетеля, который мог бы опровергнуть факты, на которые ссылалась Федеральная регистрационная служба (ФРС) при отказе в регистрации. В Минюсте не сомневаются в правильности своего решения. “Оснований много, и все они законные”, – цитирует “РИА Новости” представителя ФРС. По его словам, на учредительном съезде лимоновцев не было кворума, многие партийцы были несовершеннолетними, а организация имела “признаки национальной принадлежности”. Нацболы цитируют претензии к их программе: службу не устроило “указание целей защиты прав русского и русскоязычного населения”, что не противоречит Конвенции о защите прав человека. А несовершеннолетних было менее 0,005%, утверждают заявители.

В феврале нацболы уже направляли в ЕСПЧ жалобу после решения Мособлсуда о ликвидации их общественной организации и требовали 50 000 евро. Пока Европейский суд по этому делу к российскому правительству не обращался, говорит представитель ЕСПЧ Беверли Джакобс. Сейчас лимоновцы просят объединить жалобы, рассмотреть их в приоритетном порядке и возместить ущерб – 100 000 евро. В Страсбурге уже около 20 жалоб от нацболов – от регистрационных проблем до процессуальных нарушений в ходе преследования активистов, говорит адвокат лимоновцев Дмитрий Аграновский. По его словам, европейцы даже попросили составить общий реестр их претензий к России. В багаже нацболов уже есть победы: в феврале активистка Валентина Долгова отсудила у России 5000 евро за незаконное продление ареста.

В секретариате ЕСПЧ сообщили, что жалобы партий рассматриваются на общих основаниях: “Их не так много, и они касаются по большей части статей о свободе вероисповедания или собраний”. В основном это многочисленные иски турецкой оппозиции, уточняет Джакобс.