Опять Coca-Cola


Бессменный лидер рейтинга – бренд Coca-Cola за прошедший год подешевел на 1% до $67 млрд. Но его прямому конкуренту Pepsi с оценкой в $12,69 млрд все равно далеко до лидера. А подорожал сильнее всех – на 46% – бренд интернет-корпорации Google ($12,38 млрд, 24-е место). Стремительный рост бизнеса Google, выход компании в другие страны и секторы (интернет-телефония, карты, продажа серверов и др.) создают головную боль таким гигантам, как Microsoft. “Будет трудно [бороться с Google], – говорил недавно Стив Боллмер, гендиректор Microsoft. – Это может быть дорого. Но мы будем строить интернет-бизнес как одно из профильных направлений в Microsoft”. Бренд этой крупнейшей компании IT-сектора за прошлый год подешевел на 5% и теперь оценен в $56,93 млрд.

Популярность бренда Google такова, что в словарях уже появился глагол to google (“использовать Google для поиска информации в Интернете”). В свое время такой же успех был у Xerox – это слово использовалось для обозначения копировальной техники вообще, причем не только в английском языке. В начале этого десятилетия, однако, бренд Xerox подешевел почти вдвое из-за оттока клиентов, сокращения бизнеса и скандала с приписками в отчетности. Но в последние годы компании удалось несколько выправить положение, и стоимость бренда выросла на 4% до $5,92 млрд (57-е место).

В рейтинге по-прежнему превалируют американские бренды (51), но их становится все меньше – три года назад американцы занимали 62 позиции. Среди иностранных новичков рейтинга появился Lexus (92-е место, $3,07 млрд) – бренд автомобиля класса люкс японского концерна Toyota. Японские автопроизводители активно теснят американских конкурентов на их родном рынке. Например, в исследовании качества новых автомобилей США, которое проводит J. D. Power & Associates, Lexus лидировал пять лет подряд, уступив первенство лишь в этом году. А родной для американцев Ford занял место в середине списка надежности. Это отражается и на бренде: за четыре года Ford подешевел на 45,6% до $11,06 млрд

(30-е место).

В глобальном рейтинге брендов присутствует лишь один, связанный с Россией: марка водки Smirnoff, принадлежащая британской Diageo, стоит чуть меньше Lexus – $3,03 млрд. “Ни у одной российской компании нет глобального бренда, потому что почти всю выручку они получают на домашнем рынке”, – объясняет эту ситуацию Ирина Соловьева, управляющий директор Interbrand Zintzmeyer & Lux. Правда, в октябре 2005 г. Interbrand Zintzmeyer & Lux впервые сделала отдельную оценку российских брендов: 1-е место было у “Билайна” (торговая марка “Вымпелкома”; $5,03 млрд), 2-е – у МТС ($4,66 млрд), а на 3-м оказался бренд “Балтика” ($1,7 млрд). По мнению Соловьевой, именно у сотовых операторов самые высокие шансы попасть и в глобальный рейтинг, ведь они активно развивают бизнес за рубежом, главное, чтобы это делалось под тем же брендом. Именно так действует “Вымпелком”, отмечает директор по связям с общественностью Михаил Умаров. Компанию можно считать международной – она уже работает в пяти странах СНГ, но трети выручки от зарубежных операций она пока не получает.

А вот для “Газпрома” бренд не очень важен ($186 млн по прошлогодней оценке), считает Соловьева, потому что компания является монополистом и подконтрольна государству. “Вот если “Газпром” выйдет на зарубежные рынки и попадет в конкурентную среду, вопрос бренда встанет более остро, а вместе с ним и другие вопросы – имиджа, репутации”, – говорит она. Правда, запланированные имиджевые расходы “Газпрома” на этот год – 2,3 млрд руб. – уже сейчас на уровне глобальных брендов.