ПТК хочет построить терминал


ПТК рассматривает возможность строительства крупного терминала по перевалке нефтепродуктов или сжиженного газа в Ленобласти, заявил президент компании Юрий Антонов. Для этого она выкупила у НПО “Энергия” 80% акций “Приморского научно-технического центра (ПНТЦ) “Энергия”, главным активом которого является территория площадью около 700 га на северном берегу Финского залива. Ранее территория использовалась для испытания новых образцов топлива. Сумма сделки, говорит он, составила “несколько миллионов долларов”. По 10% акций ПНТЦ осталось у менеджмента предприятия и НПО “Энергия”.

“Это место хорошо подходит для строительства терминала – там есть железнодорожная ветка и автодорога, глубина в этом месте составляет около 30 м и зимой здесь не требуется ледовая проводка, – говорит Антонов. – Однако для нашей компании это слишком крупный проект, поэтому мы сделали предложение “Сургутнефтегазу” и “Газпром нефти” выступить соинвесторами”.

Вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас подтвердил, что участок площадью 700 га находится в федеральной собственности и передан в пользование ПНТЦ. Двас говорит, что выкупить этот участок земли будет сложно. Он пояснил, что это леса первой категории, для перевода которых в нелесную землю необходимо постановление правительства России. К тому же часть территории вообще не подлежит продаже, так как находится в природоохранной прибрежной полосе Финского залива. Претендент на покупку прежде всего должен получить заключение Госэкологической экспертизы, однако Двасу пока ничего не известно о том, что кто-то пытался такое заключение получить.

В пресс-службах “Сургутнефтегаза” и “Газпром нефти” переговоры с ПТК не комментируют.

Аналитик Argus Media Александр Ершов говорит, что терминалов по перевалке сжиженного газа на Северо-Западе России нет, ближайший – в Риге, и он не очень современный. Но целесообразность строительства такого терминала будет зависеть от того, сможет ли ПТК завлечь клиентов, готовых экспортировать на танкерах, замечает Ершов. Современных терминалов по перевалке нефтепродуктов много – есть они в Эстонии, Латвии, в Высотске (Северо-Запад России). “Конкуренция там жесткая, странно, что ПТК решила войти в этот бизнес, – рассуждает эксперт. – Стоимость строительства терминала будет зависеть от мощности, например, “Луйкойл” потратил на возведение терминала в Высотске свыше $300 млн, газовый терминал обойдется еще дороже из-за более сложной инфраструктуры”. Ершов полагает, что участие “Сургутнефтегаза” и “Газпром нефти” в этом проекте будет зависеть от позиции государства – если оно сочтет, то надо больше возить по российским территориям, то обе компании с легкостью выделят на это $100–200 млн.