Связь через испанцев

Marpetrol поможет российским пароходствам выплыть на мировой рынок/ shipphotos.es

О совместной с “Новошипом” сделке “Ведомостям” рассказал заместитель гендиректора “Совкомфлота” Николай Колесников. Marpetrol, по его словам, российские пароходства покупали на паритетных началах – причем выиграли проведенный прежними владельцами конкурс.

Сделка закрылась вчера. Ее сумму и прежних владельцев испанского пароходства Колесников не называет, ссылаясь на подписанное с ними соглашение. Но уточняет, что вчера, сразу после подписания последних документов, прошло первое собрание новых акционеров Marpetrol. Они переизбрали совет директоров, в который вошли сам Колесников, президент “Новошипа” Сергей Терехин и еще по два представителя от “Новошипа” и “Совкомфлота”.

Терехин подтвердил только факт сделки, но от дальнейших комментариев отказался. Отказались вчера от комментариев и представители Marpetrol.

Marpetrol – первый иностранный актив, доставшийся российским судовладельцам. Колесников говорит, что для “Совкомфлота” это укрепление позиций на европейском рынке. Кроме того, химические перевозки очень перспективны, в том числе и в России.

Два знакомых с ходом переговоров источника из других российских пароходств говорят, что инициатором сделки был “Совкомфлот”. О покупке Marpetrol он начал договариваться около трех месяцев назад. И сумма сделки – менее $100 млн.

Колесников говорит, что сделка одобрялась пока только на правлении “Совкомфлота”. Другой менеджер этого пароходства добавляет, что на совет директоров она и не будет выноситься, поскольку ее сумма слишком мала. То же самое говорит и менеджер “Новошипа”. Впрочем, два профильных чиновника – из Минтранса и администрации президента – признались “Ведомостям”, что о планах пароходств знали, правда без деталей. И ничего против в их организациях не имеют.

Marpetrol отчетность не публикует. Поэтому справедливо оценить эту компанию эксперты не берутся. Исполнительный директор другого испанского судовладельца – Eitzen Chemical Spain – Хуан Марин Санчес лишь заметил накануне “Ведомостям”, что у Marpetrol “стабильный” бизнес. В 2004 г. сама Eitzen Chemical Spain (тогда Naviera Quimica) была продана нынешнему владельцу – норвежской Camillo Eitzen за $47 млн. На тот момент ее флот состоял из семи судов, схожих с судами Marpetrol.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков полагает, что Marpetrol вряд ли обошелся “Совкомфлоту” и “Новошипу” дороже $30–50 млн. Капитализация похожих компаний обычно составляет 0,52–2,64 выручки, рассуждает Судаков. Но Marpetrol, по его мнению, разумнее оценивать ближе к нижней границе.

Как входной билет на европейский рынок такое приобретение Судаков одобряет. А директор по развитию бизнеса норвежской Fearnleys Михаил Перфилов считает, что за Marpetrol, скорее всего, последуют и другие приобретения: “Marpetrol и для “Новошипа”, и для “Совкомфлота” – просто капля в море. Но как старт для диверсификации бизнеса это можно понять, следующей целью пароходств, скорее всего, станет расширение бизнеса в сторону перевозок газа”.

Несколько лет чиновники обсуждают, объединять или нет две крупнейшие в России танкерные компании – “Совкомфлот” с “Новошипом”. Главным идеологом объединения считается бывший министр транспорта, а ныне гендиректор “Совкомфлота” Сергей Франк, хотя сам он это отрицает.

По расчетам “Совкомфлота”, объединившись с “Новошипом”, он станет третьим по величине морским перевозчиком нефти и нефтепродуктов в мире стоимостью до $3,7 млрд.