Догнать Колобка


Когда-то девушки отправлялись читать «Бедную Лизу» к стенам Симонова монастыря, под сень дубов, растущих у пруда, в который бросилась несчастная карамзинская героиня. Представление о том, что на месте литературных событий прочитанное воспринимается глубже, владеет умами до сих пор. Очевидно, следуя той же логике, а заодно удовлетворяя вечный книжный голод отпускников, издательство «Азбука» крупно напечатало на обложке детектива Яны Темиз «Рай на земле»: «Рекомендовано для отдыха в Турции».

Намек ясен: место этого детектива – в пляжной сумке. Тем более что в нем совершается чисто «курортное убийство». Используя любимый прием Агаты Кристи, автор разыгрывает свою кровавую драму в замкнутом мирке

отеля Антальи. Горы, море, яркое небо, пахучие цветы, но воздух накален до предела и взрывается трагедией – за несчастным случаем кроется убийство, местная полиция об этом не подозревает, и русские туристки проводят собственное расследование. Кровь здесь густо замешена на любви, так что и поклонники «курортных романов» обнаружат в книге довольно пищи для души.

Поклонникам не столько детективных, сколько мистических историй, готовых простить автору рыхлость сюжета и ходульность персонажей, предназначен роман Ирины Трофимовой «Отель «Снежная кошка» – тайн и странностей здесь хоть отбавляй. Для каждого прибывшего в отель припасен «индивидуальный тур», который нужно проделать во сне – и пробудиться преображенным, поняв наконец, чего же тебе не хватало.

«Год зайца» известного финского писателя Арто Паасилинны, классический роман-путешествие, сослужит службу дорожно-пляжного чтения ничуть не хуже. Уставший от жизни хельсинкский журналист Ватанен, обремененный нелюбимыми женой и работой, случайно сбивает машиной зайца. Пожалев раненого зверя, Ватанен берет его себе в попутчики и бежит по зеленым просторам родины – прочь от прошлого. Это экологически чистая книга – в ней много свежего ветра, лесных запахов, прозрачной речной воды. Ватанен принимает роды у коровы, ловит рыбу, борется с пожаром, охотится на медведя, общается с людьми, что встречаются на пути, – тем временем Финляндию засыпает снег, а зайка превращается во взрослого зайца. Роман полон юмора, мягок по интонации и добр по сути, но ничуть не сентиментален. Конечно, он о свободе, но вместе с тем это и «взгляд из леса» – на цивилизацию, государство, глуповатых чиновников и туповатых полицейских, с которыми бродяга Ватанен сталкивается не раз. Взгляд его скептичен, но здрав, как и вся эта книга – спрессованный кубик чистого воздуха, мягкая, кислородная подушка.

Ну а тем, кто здоровому образу жизни предпочитает блюда национальной кухни, стоит захватить с собой книгу «кулинарных путешествий» Александра Гениса. Еду лучше пробовать, чем про нее читать, но Генис приправляет истории о своих «шоколадных переживаниях», сиамском супе, вареных змеях и бараньих желудках с потрохами таким пряным остроумием и ученостью, что в результате его «Колобок» получается отменным. Для путешественника, вынужденного поджидать очередное блюдо в одиночестве, нет лучшего собеседника, чем эта книжка, – словно специально для этого ее и выпустили в карманном формате.

Яна Темиз. «Рай на земле». – СПб.: Азбука-классика, 2006

Ирина Трофимова. «Отель «Снежная кошка». – М.: Захаров, 2006

Арто Паасилинна. «Год зайца». – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2006

Александр Генис. «Колобок. Кулинарные путешествия». – М.: АСТ: Астрель, 2006