Национальный бор


Вчера Анатолий Темкин, и. о. министра природных ресурсов РФ, на совещании с оренбургскими областными властями заявил, что правительство России решило придать Бузулукскому бору статус национального парка. Юридически процесс планируется завершить к 2011 г. – для этого Минприроды должно будет назначить и провести государственную экологическую экспертизу. Последний раз такая экспертиза проводилась в мае 2002 г. Ее результаты были в силе в течение четырех лет. Поэтому сейчас, когда Минприроды решило придать бору статус нацпарка, возникла необходимость назначать экспертизу повторно.

Желание Минприроды придать бору статус нацпарка напрямую затрагивает интересы ТНК-ВР. Компания планировала начать освоение нефтяного месторождения в бору. Как рассказал “Ведомостям” министр природных ресурсов Самарской области Владимир Емельянов, ТНК-ВР собиралась получить лицензию на добычу нефти в бору в случае, если бы он не стал национальным парком. Но, по мнению Емельянова, добыча газа или нефти на территории Бузулукского бора может отрицательно сказаться на его лесном фонде – если реконсервировать месторождения и выкачать нефть, то просядет почва.

Представители ТНК-ВР считают, что таким образом вопрос экологии бора не решится. Максим Зайцев, начальник управления по связям с общественностью “Оренбургнефти” (“дочка” ТНК-ВР), рассказал, что представители ТНК-ВР всегда выступали в качестве экспертов в решении вопросов относительно месторождений в Бузулукском бору. По его словам, нефть в некоторых местах выходит на поверхность земли и с этим в любом случае нужно что-то делать. По мнению Зайцева, власти могли бы выбрать компромиссный вариант горизонтального бурения, при котором можно было бы снизить внутрипластовое давление и лесной массив бы не пострадал.

Максим Шингаркин, директор общественного фонда “Гражданин”, говорит, что разливы нефти обычно происходят при реконсервации скважин. Он считает справедливым отнесение Бузулукского бора к заповедникам, так как это единственный крупный лесной массив в регионе с уникальными породами деревьев. Шингаркин не видит необходимости в реконсервации скважин и сомневается в том, что нефть просачивается на поверхность самопроизвольно.

Своих нефтеперерабатывающих мощностей в Оренбургской области у ТНК-ВР нет. Добываемая “дочкой” в Оренбурге нефть (в регионе у “Оренбургнефти” 150 месторождений) попадает в систему “Транснефти” и поступает на несколько сторонних НПЗ. Аналитик ИК “Антанта Капитал” Денис Матафонов отмечает, что компания не много потеряет, лишившись возможности добывать нефть в Бузулукском бору, так как месторождения небольшие и интересны они не количеством извлекаемых запасов, а близостью к нефтеперерабатывающим предприятиям региона и транспортным узлам.