ПТК сделала предложение


ПТК готова обсуждать продажу своего розничного бизнеса “Сургутнефтегазу”, заявил президент Топливной компании Юрий Антонов на пресс-конференции в среду. По его словам, ПТК уже получала предложения о продаже заправок почти от всех крупных нефтяных компаний, но ответила отказом. “Сургутнефтегаз” не предлагал ПТК продать заправки, но с этой компанией петербургский топливный оператор готов вести переговоры, утверждает Антонов. По словам Антонова, Киришский НПЗ, входящий в “Сургутнефтегаз”, поставляет в сеть АЗС ПТК около 65 000 т нефтепродуктов в месяц.

В конце 2004 г. Антонов утверждал, что ПТК не продается. “Период активных переговоров о продаже уже прошел. Акционеры сформулировали свою позицию и не хотят продавать этот бизнес”, – говорил он в интервью “Ведомостям”. Ситуация на рынке меняется, полагают его участники. Директор по маркетингу петербургской сети “Фаэтон” Антон Иванов считает, что покупка крупной действующей сети АЗС – эффективный способ выйти на топливный рынок. “Любая нефтяная компания хотела бы иметь минимум по 50–60 АЗС в городе, однако, купив сеть, можно не только получить долю на рынке, но и устранить одного из крупных конкурентов”, – говорит Иванов. Стоимость сети ПТК он оценивает примерно в $130–140 млн, исходя из средней стоимости одной АЗС в $1 млн. Автозаправки в Петербурге следует оценивать не менее чем в $1,4 млн, полагает председатель петербургского Нефтяного клуба Олег Ашихмин.

Процесс интеграции усиливается, считает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аруша. На рынке остаются только крупнейшие независимые операторы, рассуждает он, но их бизнес очень привлекателен для крупных нефтяных компаний. Еще два года назад цена в $3 млн за одну АЗС считалась заоблачной, но сейчас она становится нормой в Москве и регионах, рассказывает он. “Очевидно, что ПТК имеет давние дружеские связи с “Сургутом”, поэтому рассматривает нефтяную компанию как потенциального покупателя своих АЗС”, – полагает Аруша. По его словам, сейчас бизнес в области недвижимости гораздо выгоднее, чем автозаправки. Возможно, акционеры ПТК решили развивать другие проекты и им нужны деньги, рассуждает Аруша.

Ашихмин уверен, что ПТК не собирается продавать свою сеть, скорее речь идет о желании нефтяных компаний приобрести уже готовые заправки. Кроме ПТК в Петербурге осталось лишь три сети, которые значительно уступают ей по размерам, – “Фаэтон”, “Линос” и “Русланд”.

По словам Ашихмина, вопрос о продаже сетей местных операторов может стать актуальным, когда нефтяные компании перестанут поставлять им топливо. Теоретически такое возможно, но практически – нет, антимонопольные органы не допустят, уверен глава Нефтяного клуба. В прошлом году Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области по жалобе местных операторов возбудило дело и оштрафовало сбытовую компанию – “Лукойл-Волганефтепродукт”, которая повысила оптовые цены на нефтепродукты, но оставила без изменений розничные на своих АЗС.

В пресс-службах “Сургутнефтегаза”, а также “Лукойла”, ТНК-ВР, “Газпром нефти” и “Роснефти” от комментариев отказались.