Реалити-шоу в пыли кулис


Эдинбургский фестиваль начинается на днях. Или через неделю. Или через три, четыре, пять недель. А возможно, он уже начался. Все зависит от того, о каком эдинбургском фестивале идет речь. На сайте www.edinburgh-festivals.com есть ссылки на восемь различных смотров, которые проходят в городе сейчас или пройдут в ближайшем будущем. В том числе Международный фестиваль искусств и его неофициальная часть – фриндж, а также джазовый, кинематографический, телевизионный... Чтобы попасть на все, вам придется поселиться в столице Шотландии на пять с половиной недель.

На одном из самых знаменитых летних смотров – фриндже – в этом году будет много документального театра. Что неудивительно: интерес к реальным историям в Соединенном Королевстве ничуть не угасает.

Документальные спектакли, созданные по технологии verbatim (это когда драматург не пишет пьесу, а монтирует ее из необработанной подлинной речи людей, записанной на диктофон), существуют давно. Одним из самых успешных показов прошлогоднего фринджа был спектакль «Реаблитированный», где звучали слова американских заключенных-смертников. В этом году в лондонском театре Royal Court (оплоте документальной драмы) с успехом шел спектакль «Меня зовут Рэйчел Корри», основанный на текстах 23-летней американской пацифистки, погибшей под гусеницами израильского бронетранспортера в Газе.

Поэтому в обильном урожае документальной драмы этого года интересна не ее новизна, а ее повсеместность. Подлинность сегодня ценится наравне с воображением, и эти свойства вовсе не обязательно противопоставлены друг другу. Один из самых ожидаемых спектаклей на фриндже этого года – «Черный дозор» Грегори Берка, поставленный на сцене Национального театра Шотландии. Берк – один из лучших молодых британских драматургов – интервьюировал солдат, служивших в батальоне «Черный дозор» в Ираке. «В пьесе много говорится о банальности этой службы, – объясняет Берк. – О сидении в пустыне, о скуке, которая сменяется мгновениями чудовищного страха. Война – это как любая другая работа, только тут тебя могут убить».

Текст Берка буквально следует за рассказами солдат. Но документальная драма – это не голый натурализм, и в спектакле слова персонажей чередуются с военными песнями и танцами, со всей ритуализированной помпой войны.

«В пьесах такого рода мы видим стремление вернуться к эмоциональному, агитационному театру 1970-х», – считает Нина Рэйн, режиссер спектакля «Незащищенная» о проститутках и их клиентах, который тоже покажут на фриндже. – Только сегодняшние драматурги гораздо меньше хотят заниматься политикой».

Конечно, в наши дни собрать материал для спектакля документального театра можно не только с помощью диктофона. Для своей постановки «Блогеры – подлинные интернет-дневники», которая будет идти в эдинбургском комплексе Underbelly, драматург и режиссер Оливер Манн перерыл сотни блогов, чтобы представить «широкий спектр британского общества». Каждый из десяти его героев дал разрешение на то, чтобы отрывки из его дневника читали актеры. Среди них оператор телефонной линии для взрослых, мать троих детей, считающая себя нимфоманкой, молодой человек, расставшийся со своей девушкой.

Но не слишком ли все это просто? И всегда ли имеет отношение к искусству? Манн считает, что с чем уж точно связана растущая популярность документального театра – так это с телевидением: «Телевизионные постановки сегодня почти не пользуются спросом – все затмили реалити-шоу. Мне кажется, то же самое происходит и в театре. Каким бы натуралистичным ни было представление, люди начнут думать: «А почему мы не смотрим реальные истории?» Для своих маленьких мыльных опер театр предоставляет камерное пространство, так что воздействуют они сильнее, чем реалити-шоу на ТВ. Я думаю, эта форма останется надолго».

Возможно, он прав. А зрители, подавленные тем, что эстетика реалити-шоу все больше проникает на сцену, могут утешиться спектаклем «Долгая жизнь» Нового рижского театра, который будет показан в программе Эдинбургского международного фестиваля искусств.

В постановке Алвиса Херманиса, главного режиссера этого театра, представлен один день из жизни престарелых жильцов коммуналки. В качестве реквизита здесь использованы множество предметов, когда-то принадлежавших реальным людям и оставленных в квартирах после смерти владельцев. Во всех странах, где показывали «Долгую жизнь», отмечали удивительное правдоподобие этого спектакля; часто он провоцировал дебаты на тему того, как общество относится к пожилым. На первый взгляд «Долгая жизнь» кажется образцом документальной драмы. Поэтому так удивительно узнать, что все образы постановки были созданы актерами за недели напряженных импровизаций. Делает ли это спектакль Херманиса менее «аутентичным»? Вряд ли. Иногда ведь можно просто-напросто все выдумать.

6–28 августа, Edinburgh Festival Fringe

13 августа – 3 сентября, Edinburgh International Festival

(FT, 21.07.06, 29.07.06, Елена Парина, Майя Балабанова)