Всем дали денег


Новый выход трассы М-1 (Москва – Минск) на Московскую кольцевую автодорогу в обход подмосковного Одинцова будет стоить 17,2 млрд руб., из инвестфонда на него будет потрачено 10,5 млрд руб. С 2010 г. до 33-го км Минского шоссе из Москвы можно будет домчаться за 15 минут и это обойдется автомобилисту в 30–90 руб. в зависимости от вида транспорта и времени суток, сказал гендиректор ФГУ “Дороги России” Олег Шахов. Действующие дороги при этом разгрузятся на треть. Греф выразил недовольство неучастием в проекте правительства Москвы и Московской области. “Они против платы за дороги”, – озвучил на комиссии аргументы правительств Москвы и области министр транспорта Игорь Левитин. Возмутило Грефа и неучастие ОАО “РЖД” в строительстве Читинской железной дороги. Она будет стоить 59 млрд руб., из них 41 млрд – из инвестфонда, а 18 млрд руб. заплатит “Норникель”. Пресс-служба РЖД не знает, будет ли компания инвестировать в строительство.

Неделю назад чиновники выбрали первые проекты, которые получат деньги инвестфонда, – строительство платной магистрали “Западный скоростной диаметр” в Петербурге, развитие Нижнего Приангарья, строительство участка скоростной автодороги Москва – Петербург и комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске.

Чиновники РосОЭЗа предостерегали, что следующим претендентам деньги дадутся не так легко. Но их опасения не подтвердились. Министр экономразвития Герман Греф на вчерашнем заседании правительственной комиссии был настроен очень доброжелательно. “Это одно из самых приятных мероприятий за весь срок моей работы”, – сказал Греф, сравнив представленные проекты с “крупными народнохозяйственными стройками в СССР”.

Без изменений чиновники одобрили лишь строительство нового выхода на МКАД. Запрошенные “Норильским никелем” на строительство железной дороги в Читинскую область средства были урезаны на 8% еще инвестиционной комиссией, завышенной показалась чиновникам и стоимость постройки Орловского тоннеля под Невой.

Но в итоге траты на тоннель урезаны не были – они составят 26,3 млрд руб. В равных долях его профинансирует правительство Санкт-Петербурга, инвестфонд (8,7 млрд руб.) и частный инвестор на условиях концессионного договора.

Вице-президент ПСО “Система-галс” (входит в АФК “Система”, проектант тоннеля) Владимир Клинов утверждает, что проект Орловского тоннеля был радикально пересмотрен. “Подводная часть осталась без изменений, но развязки тоннеля с городской дорожной сетью заново были созданы”, – говорит Клинов. С одной стороны, Орловский тоннель упирается в Свердловскую набережную, а с другой – в набережную рядом со Смольным, что удорожает стоимость строительства. Зампредседателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам петербургской администрации Николай Асаул говорит, что власти представили инвесткомиссии дополнительные обоснования технических решений и федеральные чиновники согласились.

С помощью иностранных инвесторов проект будет доработан, в результате чего его стоимость может снизиться на 15–20%, сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. Тоннель даст возможность повысить с 2010 г. пропускную способность Невы в 1,3 раза, не будет проблем с ночным сообщением между правым берегом Невы и центром города, на 20% разгрузится движение на мостах.

За проезд по тоннелю (1,7 км) владельцы легковых авто заплатят 23 руб., а грузовых – 45 руб., тоннель сможет пропускать по 60 000 автомобилей в сутки.

Весь проект по развитию Восточной Сибири обойдется в 141,3 млрд руб. Строительство карьеров, рудников и четырех горно-обогатительных комбинатов “Норникель” возьмет полностью на себя. В Чите находится 31% всех запасов циркония, 21% запасов меди, 13% серебра, отметил заместитель предправления “Норникеля” Максим Финский.

Всего от реализации семи инвестиционных проектов экономика России получит 667 млрд руб. Каждый рубль бюджетных средств привлекает более 2 руб. частных инвестиций, подсчитал Греф. Кроме того, по его словам, реализация данных проектов позволит создать 138 000 новых рабочих мест, а за 10 лет в федеральный бюджет поступит 363 млрд руб.