Высокотехнологичный Китай


Всего несколько лет назад китайские автозапчасти имели репутацию низкокачественных, а стоили нередко дороже продукции немецких и американских конкурентов. Сложные детали Китаю приходилось импортировать. Но в 2005 г. Китай не только обеспечил внутренний спрос на запчасти, но и довел размеры их экспорта до $352 млрд в год (вчетверо больше, чем в 2000 г.). “Время забыть о Китае как о стране дешевой рабочей силы и не слишком качественных товаров, – считает Гари Хафбауэр из вашингтонского Института международной экономики. – За последние 15 лет китайцы прошли большой путь”.

Китайская промышленность становится все более технологической. Успешно развив простейший производственный сектор (текстиль, мебель), Китай завоевывает позиции среди мировых экспортеров высокотехнологичных товаров. Заказы на тормоза, топливные насосы, колеса и регуляторные системы в Китае собираются разместить Volkswagen и DaimlerChrysler. Немецкая Robert Bosch и американская Arvin-Meritor вложили инвестиции в китайские фабрики автозапчастей, которые будут работать на внутренний рынок и на экспорт.

Производство автомобилей с 2000 г. выросло в три раза, подгоняемое растущими потребностями все богатеющего населения. Китай вскоре станет третьей страной в мире по производству автомобилей и второй – по размеру автомобильного рынка. Ведь в США и Германии автопроизводители переживают спад из-за дороговизны рабочей силы. В США с 2002 по 2005 г. индустрия производства автозапчастей сократила персонал с 721 000 до 644 000. За последние годы ценовая конкуренция с китайскими производителями сильно выросла, говорит Лэрри Дентон из компании Dura Automotive Systems.

Но подорожание рабочей силы, энергоресурсов и расходных материалов в самом Китае ухудшит положение производителей автокомпонентов. “Преимущество Китая в плане производственных расходов все меньше”, – говорит Ли Ти из Пекинского института индустриальной экономики. “Даже при ежегодном росте зарплат в 6–8%, который происходит в приморских районах Китая сегодня, в ближайшие 10 лет рабочая сила там будет все равно очень дешевой”, – возражает Хафбауэр.

Удорожание ресурсов и заставляет китайских производителей переориентироваться с выпуска одежды и игрушек на высокотехнологичные товары. Вдобавок Китай пытается экспортировать производственные мощности на территорию России. Шанхайская автомобильная корпорация ведет переговоры с “АвтоВАЗом”, Chery уже начала пробную сборку своих моделей в Калининграде на “Автоторе”, Great Wall планирует строить завод в Елабуге (Татарстан), о сборке в России думает и Geely. В июле главный местный дистрибутор китайских автомобилей – компания “Ирито” заявила, что будет организовывать в Подмосковье выпуск модели BYD Flyer. (Использована информация WSJ.)