Boeing отрезан от России


ФГУП “Рособоронэкспорт” и АНХК “Сухой” инкриминируется нарушение принятого в 2000 г. американского закона о нераспространении оружия массового поражения и ракетных технологий в Иран. США ввели санкции против “Сухого”, “Рособоронэкспорта”, двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компании за предоставление с января 1999 г. Ирану оборудования и материалов, которые можно использовать для разработки оружия массового уничтожения, пояснила “Ведомостям” сотрудник пресс-службы госдепа Нэнси Бэк. Санкции вступили в действие с 28 июля.

Замгендиректора “Сухого” Вадим Разумовский удивлен решением госдепа – последние запчасти для российских самолетов компания поставляла Ирану в 1998 г. “Рособоронэкспорт” поставлял туда зенитно-ракетные комплексы “Тор М-1”, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В российском Министерстве иностранных дел предлог для санкций считают “надуманным”.

Источник в “Рособоронэкспорте” расценивает санкции как наказание России за намерение продать Венесуэле вооружений и военной техники на $3 млрд.

Санкции предусматривают в том числе и запрет на экспорт продукции в США. Макиенко напоминает, как в “стоп-лист” ранее попадали другие предприятия российского ВПК, например Тульское КБ приборостроения, но на их бизнесе это никак не отражалось. А вот “Рособоронэкспорт” и “Сухой” могут понести потери, допускает эксперт: “Сухой” вместе с американским Boeing разрабатывает проект ближнемагистрального самолета Superjet (ранее – Russian Regional Jet). А “Рособоронэкспорт” завершает сделку по покупке 70% акций титановой корпорации “ВСМПО-Ависма” – одного из крупных поставщиков все того же Boeing.

В российских госкомпаниях санкций не боятся. Разумовский говорит, что Boeing лишь консультирует “Сухой” по проектированию и сертификации Superjet. Доля американских поставщиков в себестоимости лайнера не превысит 10%, и можно найти им замену. Топ-менеджер одной из российских авиастроительных компаний указывает, что из-за санкций “Сухой” не сможет прийти с Superjet в США, где продается половина производимых в мире ближнемагистральных самолетов. Но Разумовский парирует, что санкции действуют два года, а за это время новинка до США дойти никак не успеет: “Наш приоритет – Россия, страны бывшего СССР, Западная Европа и Юго-Восточная Азия”.

“ВСМПО-Ависма” из-за введения санкций может потерять основного клиента – 40% ее выручки (свыше $200 млн) приходится на Boeing, отмечает источник, близкий к корпорации, если поставки в адрес Boeing будут запрещены, ее ждут большие трудности, перенаправить такой большой объем титана будет некуда. Airbus больше титан закупать не будет, а у российских авиастроителей нет таких потребностей.

Макиенко считает, что плохо придется и Boeing – найти альтернативу поставкам из России невозможно.

Источник, осведомленный о ходе сделки с “Рособоронэкспортом”, указывает, что если возникнет опасность срыва поставок металла “ВСМПО-Ависмы” в адрес Boeing, то акции корпорации могут быть куплены не “Рособоронэкспортом”, а какой-нибудь другой госструктурой, к примеру Внешторгбанком или “Техснабэкспортом”. Но источник, близкий к “Рособоронэкспорту”, говорит, что госкомпания не намерена отказываться от сделки: даже если “ВСМПО-Ависме” придется прекратить поставки Boeing, то компания легко найдет новых покупателей. Сейчас спрос на титан на 30% превышает предложение, объясняет он и добавляет: коллизию с поставками стоит решать самому Boeing.

Президент Boeing по России и СНГ Сергей Кравченко заявил, что его компания “начала анализировать” решение госдепа, а комментировать разрыв отношений с “ВСМПО-Ависмой” отказался: “Пока мы не можем сказать, какое это окажет влияние, если окажет вообще, на развитие нашего бизнеса в России”.

Тед Карпентер из вашингтонского аналитического центра CATO указывает, что жестких санкций против российских компаний может и не последовать, чтобы не пострадали их американские контрагенты. По закону президент США может предложить конгрессу пересмотреть санкции. Например, до недавнего времени NASA было запрещено сотрудничать с Роскосмосом в сфере запуска пилотируемых космических кораблей. Но после катастрофы шаттла Columbia в 2003 г. американцы попали в зависимость от российских кораблей “Союз”. Поэтому в ноябре 2005 г. в закон были внесены поправки, снимавшие ограничения на покупку NASA мест в российских космических кораблях. (В подготовке материала принимали участие Юлия Федоринова, Алексей Никольский, Екатерина Кудашкина.)