Нагрузка на кассиров


Во всех магазинах “Сибириады” введен дополнительный сервис: расплачиваясь за покупки, покупатель может пополнить счет мобильного телефона операторов МТС, “Билайн” или “Мегафон”, сообщил директор “Сибириады” Владимир Грачев. По его словам, сеть стала дилером “Киберплаты”, посредника, напрямую работающего с операторами. Грачев говорит, что сеть получает вознаграждение в размере 1–2% переведенных платежей в зависимости от оператора.

Затраты на техническое оснащение кассовых терминалов Грачев оценил в 200 000 руб., по 1000 руб. на кассу.

Уже сейчас, спустя две недели после введения услуги, признается Грачев, переведенные платежи составляют около 5% от суточного оборота супермаркета. В компании надеются, что этот показатель вырастет до 10%. Таким образом, за год сеть может заработать от $850 000 до $1,7 млн. Но основная задача услуги, по словам Грачева, – повышение лояльности покупателей.

Другие участники сомневаются в целесообразности такого сервиса. Коммерческий директор компании “Гигант” Роман Загуменный говорит, что сейчас просчитываются все плюсы и минусы этого сервиса. “С одной стороны, сервис может увеличить поток покупателей, а с другой – отпугнуть постоянных покупателей из-за очередей. Если окажется, что время, потраченное кассиром на обработку заявки на пополнение счета, будет велико, то мы просто поставим для оплаты мобильной связи отдельную кассу”, – говорит Загуменный.

Управляющий партнер консалтингового агентства “Имилайн” Илона Демина считает, что, вводя такой сервис, “Сибириада” “загоняет себя в угол”. “Лояльность покупателей можно повысить, улучшая другой сервис: ассортимент, привлекательность магазинов изнутри и снаружи, но компания ищет “волшебный” способ заработать, ничего не делая и не меняя. Максимум, чего можно достигнуть с введением услуги оплаты мобильной связи через кассу магазина, – это роста очередей, которые вряд ли понравятся покупателям”, – поясняет Демина. С ней соглашается и гендиректор сети “Холидей” Алексей Захаров. “Мы думали над введением такой услуги, но решили, что это усугубит болезнь всех супермаркетов – длинные очереди, а покупатели из-за этого уйдут к конкурентам”, – рассказывает он.

Несколько лет назад подобную услугу пыталась ввести федеральная сеть дискаунтеров “Копейка”. Директор управления маркетинга ТД “Копейка” Сергей Ломакин говорит, что сейчас такого сервиса в магазинах нет. “Мы проводили оплату услуг сотовой связи через кассы универсамов при комиссии 2–3%. Но в итоге это сильно снизило пропускную способность касс, не принося при этом значимого дохода, поэтому в компании приняли решение от нее отказаться”, – рассказал Ломакин.

Единственная сеть в России, развивающая крупные супермаркеты и гипермаркеты, в которой оплата услуг мобильной связи была введена еще в 2003 г. и не отменена до сих пор, – сеть гипермаркетов “Рамстор”. Как поясняет PR-менеджер компании “Рамэнка” (владеет сетью “Рамстор”) Елена Скальская, основной целью сервиса было предоставление максимального спектра дополнительных услуг и повышение лояльности. Но данные о росте покупательского потока Скальская предоставить затруднилась.