ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Конечно, вести речь о рыночной конкуренции в связи с объявленными в пятницу санкциями госдепартамента в отношении “Сухого” и “Рособоронэкспорта” нет оснований. США не предлагали Военно-воздушным силам Венесуэлы своих самолетов. Напротив, они наложили санкции на поставку запчастей к проданным в 1980-е истребителям F-16, что и привело в конечном счете венесуэльского лидера Уго Чавеса к заключению контракта с Россией на поставку “сушек”. Тем более нельзя говорить о какой-то конкуренции России и США на рынке Ирана, этого оплота “оси зла”, по версии президента Буша. Речь идет о сугубо политической конкуренции: Америке не нравится политическая линия России на развитие связей с Ираном и Венесуэлой, поскольку поставки оружия – это почти всегда следствие политических решений.

Тем не менее чисто “рыночный” аспект у американских санкций, конечно, есть, и касается он рынка гражданской авиации. Более того, потенциальные ставки для обеих сторон, если санкции приведут к серьезным последствиям, весьма высоки, поскольку могут быть непосредственно затронуты два без преувеличения самых амбициозных гражданских проекта как российского, так и американского авиапрома. В случае России под угрозой проект регионального самолета “Сухого” RRJ, недавно переименованного в Sukhoi Superjet. Пока в “Сухом” говорят, что доля американских компонентов производства составляет скромные 10%, однако, скорее всего, эта доля существенно выше. И хотя теоретически все это оборудование можно заменить на европейское, ясно, что если санкции затронут проект, то первый полет самолета заметно задержится (нынешняя дата – сентябрь 2007 г.).

Американский проект, который может быть поставлен под вопрос, называется не менее звучно – Boeing-787 Dreamliner. Именно “самолет мечты” обеспечил Boeing мощное конкурентное превосходство над Airbus. Доля российского титана производства компании “ВСМПО-Ависма”, которая переходит под контроль “Рособоронэкспорта”, в Boeing-787 толком неизвестна, однако в авиастроительной среде ходят упорные слухи, что конкурентоспособная цена на самолет во многом опирается именно на цену российского титана. В любом случае замена российского титана на, к примеру, австралийский, потребует времени, а значит, могут сдвинуться и сроки первых поставок Dreamliner на рынок (нынешний срок – 2008 г.). Именно эти два фактора и объясняют нервную и одновременно крайне осторожную реакцию всех потенциальных пострадавших от решения госдепа. Не приходится сомневаться, что все “рыночные” игроки скандала – как Boeing, чья роль будет основной, так и “Рособоронэкспорт” с “Сухим” – приложат все усилия, чтобы геополитические в своей основе санкции правительства США как-нибудь обошли стороной два таких красивых, но существующих пока лишь в чертежах самолета.