Полисы на $106 млрд


Если верить оценке Deutsche UFG, российские страховщики все меньше занимаются сомнительными операциями. Доля схем в собранных премиях снижается уже третий год: с 30,4% в 2002 г. до 17,7% в 2005 г. (см. таблицу). Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев вчера в беседе с “Ведомостями” оценил “схемную” составляющую отрасли еще меньше – в 12–15%. В прошлом году, по оценке Deutsche UFG, впервые сократился и объем этих операций: на 13%. Это результат последовательной борьбы ФССН с нестраховыми операциями и показатель взросления рынка, уверен гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев. Очищаясь от схем, рынок становится более прозрачным и цивилизованным, радуется гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов.

Зато объем “настоящего” страхования быстро растет: объем рыночных премий за прошлый год увеличился на 31% до $7,2 млрд ($5,5 млрд в 2004 г.), а кэптивных – на 35%. Доля этих сборов стабилизировалась на уровне чуть меньше 20% и, по мнению Скворцова, будет постепенно сокращаться: “Пределы роста этого сегмента рынка ограничены”.

Но рыночный сегмент рынка будет расти гигантскими темпами – именно он обеспечит более чем 10-кратный рост страхового рынка – с $9,5 млрд в прошлом году до $106 млрд в 2016 г. В прошлом году на рыночные операции пришлось 62,5% всех сборов, отмечает один из авторов обзора, аналитик Deutsche UFG Илан Рубин.

Новый прогноз Deutsche UFG почти вдвое выше предыдущего. При сохранении сегодняшних темпов роста цен на нефть и в связи с пересмотром экономистами инвестбанка прогноза российского ВВП – с $1,3 трлн до $4 трлн в 2016 г. российские страховщики способны достичь отметки в $100 млрд, надеется Рубин. И тогда доля страхования (без учета “жизни”) в ВВП повысится с 1,2% в 2005 г. до 2,7% в 2016 г., “как в некоторых странах Западной Европы сейчас”, говорится в обзоре. Сборы по страхованию жизни выросли в 2005 г. на 26%, но объем этого сегмента все еще невелик – $215 млн. На 2006 г. Рубин прогнозирует $280 млн, а дальше он не заглядывает: “Развитие страхования жизни в России предугадать крайне сложно”.

Страховщики поражаются прогнозу Deutsche UFG. Для этого рынок должен вырасти более чем в 10 раз, подсчитал Ломакин-Румянцев. “$106 млрд – впечатляющая цифра!” – восклицает Скворцов, оговариваясь, что “пока страховой рынок в России растет быстрыми темпами, возможно все”. Даже стабильное развитие рынка и ежегодный прирост ВВП на 6–7% разгонит рынок максимум до $80–90 млрд, возражает Григорьев. Гендиректор “Ренессанс Страхования” Николай Клековкин называет 30%-ный рост рынка из года в год “слишком оптимистичным прогнозом”. “Отрасль не может расти подобными темпами 10 лет подряд, – рассуждает он. – По нашим прогнозам, ближайшие три-пять лет рынок будет расти со скоростью 25–30%, а потом рост замедлится до ежегодных 15–20%”. К тому же объем рынка зависит от способности страховщиков принять на себя крупные риски, оговаривается Ломакин-Румянцев.