Виртуальное государство


О планах создания Информационного кодекса “Ведомостям” рассказал замруководителя департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церен Церенов. Информационные технологии уже на протяжении десятилетия внедряются в работу российских чиновников, а бюджет ежегодно тратит на это около 60 млрд руб., говорит он. При этом информатизация госорганов происходит без всякого контроля со стороны общества, чем активно пользуются ведомства: например, налоговики наладили автоматическое получение информации о покупках гражданами недвижимости и автомобилей.

Минэкономразвития приветствует внедрение современных технологий в работу госорганов, но технологии должны быть удобными и безопасными для граждан, подчеркивает Церенов. Чиновники должны знать о гражданах только установленный законом минимум, необходимый для исполнения конкретных государственных функций. Вся несекретная информация о том, что делает государство, должна быть легко доступна без специальных запросов, а перечень тайн должен быть исчерпывающим. Все эти и другие основополагающие принципы электронного документооборота будут изложены в Информационном кодексе, говорит Церенов. А уже на основе кодекса Минэкономразвития подготовит законы, детализирующие конкретные вопросы. К примеру, закон о государственном учете регламентирует, какую информацию могут собирать конкретные ведомства и кому вправе ее передавать. Закон об информационном аудите обяжет ведомства регулярно проходить проверку, не ущемляет ли их информационная система интересы граждан. А в поправках к закону о нотариате будет описана процедура удостоверения электронных документов, рассказывает Церенов. Важно, чтобы все “информационные” законы базировались на едином подходе, объясняет он, – для этого и нужен кодекс. Минэкономразвития рассчитывает подготовить концепцию кодекса и проекты необходимых законов к концу года, после чего начать широкую дискуссию об их содержании.

Странно, что Минэкономразвития задумалось об Информационном кодексе сейчас, удивляется юрист Дмитрий Черных: чернила еще не просохли на законе об информации от 27 июля 2006 г., в котором как раз установлены общие принципы обращения и защиты информации. А правительство только в конце июля одобрило подготовленный Минэкономразвития закон об информационной открытости, который регламентирует доступ граждан к данным госорганов. Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер считает, что решить обозначенные Минэкономразвития проблемы можно и без принятия специального кодекса – с помощью поправок в действующие законы и усиления контроля за чиновниками. “Почему, например, налоговики получают информацию о крупных расходах граждан, несмотря на то что в законе этой нормы нет?” – рассуждает он. Сейчас обращение с информацией регулируется пятью законами – об информации, о персональных данных, о гостайне, о коммерческой тайне и о СМИ, напоминает Рихтер: “Убедить Госдуму в том, что нам необходимы еще несколько информационных законов и кодекс в придачу, будет непросто”. Тем не менее Информационный кодекс необходим, убежден Анатолий Левенчук, координатор московского правозащитного проекта “Московский либертариум”. Существующие информационные законы противоречат друг другу, поскольку принимались по принципу “какая группа что пролоббировала, то и утвердили”, а закон об информации не решил многие принципиальные вопросы – например, может ли быть установлено право собственности на информацию, объясняет он.