Простить растратчиков


Признаться может любая компания, работавшая или работающая с ВБ. Нарушитель должен проинформировать ВБ о совершенном, пообещать провести внутреннее расследование и предоставить отчет, в котором будет подробно описана схема, по которой деньги ВБ уходили налево. Еще компания должна пообещать больше не заниматься незаконной деятельностью, ввести внутреннюю антикоррупционную политику и назначить одобренного ВБ наблюдателя, который будет следить за исполнением этих обязательств. Признавшиеся не будут платить штрафы, но заплатят за расследование и мониторинг. Для ВБ это “быстрый и экономичный способ получить всю картину нецелевого использования средств”, сказал представитель отдела по борьбе с внутренней коррупцией ВБ Барт Стивенс.

Нарушитель не будет отлучен от имеющихся у него контрактов ВБ и сможет участвовать в проектах ВБ и дальше. Выявив детали коррупционных схем, ВБ постарается изменить ситуацию так, чтобы сделать их применение невозможным, говорит Стивенс. При этом ВБ обязуется не разглашать сведения, которые позволят местным властям наказать растратчиков. Бороться с коррупцией ВБ начал с 2004 г. Тогда были выявлены 126 нарушителей, все они были исключены из программ ВБ. О разработке “добровольного признания” президент Пол Вулфовиц заявил почти два года назад, а испытание программы на нескольких нарушителях дало обнадеживающие результаты, говорит Стивенс.

Придя в ВБ с должности замминистра обороны США, Вулфовиц счел коррупцию “самым большим злом”, главной проблемой ВД, констатирует Джон Уильямсон из вашингтонского Института международной экономики. Американские сенаторы полагают, что с 1946 по 2004 г. ВБ потерял из-за коррупции до $130 млрд – до четверти суммы выданных за это время кредитов (в банке таких оценок нет). Но Энтони Латта из вашингтонского Центра по изучению коррупции и оргпреступности уверен, что оценка сенаторов в $130 млрд сильно завышена. Уильямсон соглашается: “Думаю, по странам, где работает ВБ, из-за коррупции теряется порядка 5–8%, но никак не 20%”.

Но инициативу ВБ эксперты одобряют. Она поможет не тратить деньги на расследование прошлых ошибок и сконцентрироваться на борьбе с коррупцией в будущем, говорит Латта.