“Дон Марше” на Дону


“Дон Марше” начал работать в тестовом режиме в конце прошлой недели в мегацентре “Горизонт”, а официально откроется через месяц, сообщил “Ведомостям” директор сети кофеен “Кофе Тун” Марина Петрова. Площадь ресторана – 1700 кв. м (370 посадочных мест), он будет работать по системе самообслуживания. Компания впервые объединила на одной площадке японскую кухню, классический бар, пиццерию, европейскую кухню, суши. “Подобного заведения у нашей компании нет даже в Москве”, – отмечает Петрова, ссылаясь на дефицит площадей в столичных торговых центрах. Петрова называет “Дон Марше” “неклассическим фуд-кортом”: здесь не используется одноразовая посуда, продаются крепкие алкогольные напитки. Ресторан поделен на два уровня: средний чек для посетителей нижнего уровня (300 посадочных мест) составляет около 200 руб., на верхнем этаже (70 посадочных мест) – около 600 руб., рассказывает директор по региональному развитию сети кофеен “Кофе Тун” Армен Манукян.

Впервые “Система Бит – 2000” начала работать в июле 2005 г., открыв в “Горизонте” два бара “Кофе Тун” и кофейню с суши-баром в формате “два в одном” “Суши Тун”. Еще одна кофейня “Кофе Тун” работает в Ростове на условиях франчайзинга. Спустя год в компании решили расширить свой бизнес в Ростове.

В открытие “Дон Марше” компания уже инвестировала $2 млн. Но проект реализован пока на 80%, поэтому общий объем вложений увеличится до $2,5 млн, говорит Манукян. По его оценке, проект окупится через три года, если ежедневно ресторан будет посещать около 1000 человек.

Совладелец ресторанов “Нечай”, La Prima и “Колхоз” Максим Коган сомневается в правильности выбора места для формата “Дон Марше”. “Горизонт” можно обойти за час, это не настолько большой центр, чтобы там проводить весь день, еще и кушать”, – объясняет он. По оценке Когана, прибыльным ресторан самообслуживания станет, когда его ежедневно будет посещать минимум 1700–2000 человек.

Другие эксперты говорят, что успешность формату обеспечит емкость рынка уличного фастфуда в городе и слабая конкуренция. По мнению Петровой, насыщения ростовского рынка демократичными ресторанами можно ожидать только через четыре-пять лет. Несмотря на то что в 2005 г. в городе успешно развивались сети уличных фастфудов “Вкуснолюбов” (20 павильонов), “Золотой колос” (15 павильонов), “Мастер-гриль”, “Коко-гриль”, “Пита-Дон”, сегмент стационарного быстрого питания еще не до конца развит, соглашаются с Петровой в мэрии. Пока в формате самообслуживания в Ростове работает только один трактир “Елки-палки”, рассчитанный на 150 посадочных мест. Там конкуренции с “Дон Марше” не опасаются, также объясняя это незаполненностью местного рынка заведениями такого формата. В Москве у сети “Елки-палки” 32 ресторана, один из которых, “Елки-палки Экспресс” (105 мест), работает по системе “фри-фло” (самообслуживания) и расположен в аэропорту “Домодедово”. По словам маркетолога ЗАО “Ланч” (компания, развивающая сеть) Юлианы Лаухиной, эта концепция разработана специально для мест с высокой проходимостью, таких, как аэропорты, культурно-развлекательные и торговые центры. По словам Лаухиной, отсутствие обслуживания официантами позволяет экономить время, которое обычно затрачивается на приготовление блюда и ожидание заказа. В Москве этот формат популярен у людей, которым необходимо перекусить и быстро вернуться к своим делам. Ежедневно “Елки-палки Экспресс” обслуживает 1500–2000 человек, говорит Лаухина.

Директор корпоративной сети ресторанов компании “Бразерс и компания” (рестораны “Сбарро”) Григорий Соснин отмечает, что размещение фуд-кортов в торговых центрах практически гарантирует их успешность. Соснин говорит, что его компания намерена вложить $1,5 млн в открытие ресторанов в Ростове после того, как будет сдана вторая очередь комплекса “Горизонт”, построены ТЦ на проспекте Малиновского, пер. Театральном и на ул. Б. Садовая.

Исполнительный директор консалтинговой компании Rescon Андрей Петраков говорит, что в Москве рестораны самообслуживания в формате “фуд-корт” развиваются “динамично-агрессивно”. “Каждый торговый центр обязательно включает в себя заведение такого формата, при этом на одной площадке работает 10–12 различных операторов и зачастую люди приходят в такие торговые центры с конкретной целью просто поесть”, – отмечает эксперт.