Главный враг


В распоряжении “Ведомостей” оказался проект программы СПС под названием “Горизонт-2017. Вернуть России будущее”. 27-страничный документ с сопроводительным письмом председателя партии Никиты Белых разослан в региональные отделения для обсуждения перед съездом, назначенным на 20 сентября. “Горизонт” выбран к дате – 100-летию октябрьского переворота. Главный лозунг программы – “Вернуть России будущее”, главным оппонентом СПС впервые назвал “Единую Россию”.

Различия СПС и ЕР решены в духе стихотворения Сергея Михалкова “Они и мы” 60-летней давности (Они готовят новую войну, // И бомбой атомной они грозят народам. // А мы растем свободно в вышину // Под нашим светлым мирным небосводом...): “Они – за “особый путь” России <...> особую экономику, основанную не на конкуренции и открытости, а на продаже сырья и двух трубах – нефтяной и газовой, – пишет СПС. – Мы – за эффективный открытый рынок <...> за экономику, главное конкурентное преимущество которой – люди, их таланты, а не трубы <...> Они за то, чтобы женщины рожали за деньги <...> мы – за образованный конкурентоcпособный человеческий капитал”.

“Мы надеемся, что “Единой России” в 2007 г. удастся победить в последний раз”, – объясняет зампред СПС Леонид Гозман. ЕР сегодня доминирующая политическая сила, но партией ее трудно назвать, продолжает он: “Это странное образование, которое символизирует курс нынешней власти, вставшей на путь однопартийной системы”.

Мы даже не против доминирования ЕР, но против средств, которыми оно закрепляется: людей загоняют в партию власти, возмущен первый зампредседателя Российской партии жизни (РПЖ) Николай Левичев: “Единая Россия” провела через парламент поправки, ужесточившие избирательное законодательство, на очереди еще более жесткие. “Хоть бы и эти правила соблюдались по-честному, – восклицает Левичев, – но начальники-“единороссы” делегируют подчиненным право нарушать закон, и мы все знаем про автобусы со студентами в ходе досрочного голосования”. В совместном лозунге РПЖ и партии “Родина” – “Актуальные левые: настоящая Россия” – есть и попытка противопоставить себя ЕР, признается Левичев.

Обычно осторожный председатель Центризбиркома Александр Вешняков в течение всего июля заявлял, что инициированные ЕР поправки в избирательное законодательство “превращают выборы в фарс”, и даже сравнил партию с “жиреющим в отсутствие контроля со стороны оппозиции карасем”.

“В общественном сознании наметились изменения в восприятии “Единой России”, потихоньку формируется облик партии власти как партии крупного чиновничества и бизнеса, – замечает первый секретарь московского горкома КПРФ Владимир Улас. – Партия и держится на губернаторах, крупных чиновниках и бизнесменах”. По мнению Уласа, популярность “единороссов” снижают бесконечные сообщения о скандалах в региональных организациях, владение “единороссами” пакетами акций предприятий и присутствие депутатов от ЕР в списке миллионеров.

“В значительной степени мы получили голоса на антиолигархических посылах в 2003 г. и по численному составу не являемся бюрократической партией, – возражает Леонид Горяинов, руководитель информационного управления центрального исполкома ЕР. – А проверка как раз и происходит на выборах: за непопулярного губернатора во главе списка люди могут просто не проголосовать”.

Представители “Единой России” предпринимают попытки изменить имидж партии “при власти” на более-менее идеологический, будь то на поле социал-консерватизма или умеренного либерализма, подчеркнув автономию от власти. Эти движения и заметили оппоненты ЕР, объясняет действия СПС Андрей Рябов из Карнеги-центра: “Чем менее другие партии будут отличимы от ЕР, тем больше риск, что избиратель предпочтет голосовать за ЕР”.

Июльское исследование “Левада-центра” показывает, что рейтинг президента Путина упадет, если он соберется возглавить “Единую Россию”: отношение к нему ухудшится у 20% опрошенных. Поддержка ЕР в июне – июле, по данным “Левада-центра”, держалась на уровне 46–47%.

Критика правящей партии – обычная технология в борьбе за электорат, предупреждает Игорь Минтусов из “Никколо-М”. Исключительное положение ЕР делает ее главной мишенью для критики, говорит Рябов. Число ее оппонентов постоянно увеличивается, заключает он, приводя в пример возражения против программной идеи ЕР о “суверенной демократии” со стороны первого вице-премьера Дмитрия Медведева и председателя ТПП Евгения Примакова.