Наказать землей


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена инициировать введение законодательного запрета регионам выделять земельные участки под строительство АЗС компаниям с доминирующим положением на рынке, заявил вчера руководитель этого ведомства Игорь Артемьев. По данным ФАС, сейчас в России примерно в 70 регионах доминируют компании, занимающие более 50% розничного рынка моторного топлива. Это “очень похоже на территориальный раздел рынков, который запрещен законодательством”, цитирует слова Артемьева АКМ.

Начальник управления ФАС по контролю за рынком недвижимости, локальными монополиями и ЖКХ Михаил Евраев отмечает, что еще год назад ФАС разослала рекомендации в регионы о введении аукционного принципа предоставления новых земельных участков под строительство АЗС. В них его ведомство предлагало ограничить участие в торгах компаниям, занимающим доминирующее положение на местном рынке. Артемьев вчера заявил, что ряд регионов последовал этим рекомендациям, а некоторые компании сами согласились обменяться активами, чтобы избежать санкций. Но он не назвал регионы, внявшие советам ФАС, и компании, решившие ограничить свою долю на локальных рынках.

ФАС не ведет такой статистики, оправдывается чиновник ФАС. Такая статистика будет доступна антимонопольному ведомству после внесения поправок в законодательство, говорит Евраев. По его словам, ФАС планирует осенью-зимой внести в правительство поправки в Земельный кодекс, которые ограничат участие компаний-монополистов в аукционах по продаже земли.

В пресс-службе “Лукойла”, который в ближайший год планирует увеличить количество своих АЗС в регионах с 1700 до 2500, “Ведомостям” сообщили, что поправок ФАС еще не видели. “У нас многотомная переписка с ФАС”, – отмечает представитель “Лукойла”, вспоминая о процессе обжалования “Лукойлом” в суде постановления ФАС о взыскании с компании штрафа в размере 7 млн руб. из-за нарушений закона “О конкуренции” в Нижегородской области, в соответствии с которым компания не должна занимать более 35% федерального рынка.

Но эксперты не верят в эффективность предложений ФАС. Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша считает, что запрет на выделение участков под заправки монополистам “можно легко обойти”, выставив на торги аффилированные компании. В этом зачастую заинтересованы власти самих регионов, бюджеты которых зависят от налоговых поступлений нефтяных компаний, поясняет Аркуша. При этом в МТА согласны с оценкой ФАС, что в подавляющем большинстве регионов на рынке АЗС доминирует одна нефтяная компания. По данным МТА, к таким регионам, в частности, относятся Нижегородская, Ярославская, Омская области.

Борьба ФАС с нефтяниками не приведет к снижению цен на бензин, которые напрямую зависят от мировых цен на нефть, считает Аркуша. Он указывает, что в Москве и Санкт-Петербурге на розничном рынке высокая конкуренция, но и бензин дороже, чем в других российских регионах, в том числе и монополизированных.