Преждевременная свобода


Чиновники пристально следят за проявлениями недобросовестной конкуренции на рынке обязательной автогражданки. Росстрахнадзор в конце прошлого года предписал более чем 10 страховщикам прекратить предлагать скидки и подарки автомобилистам. А ФАС недавно наказала компании “Росгосстрах-Столица” и “Макс” за подобные скидки и подарки, обязав страховщиков перечислить незаконно полученную прибыль в бюджет.

Но все-таки лишь качественной конкуренции между участниками рынка ОСАГО, по мнению ФАС, недостаточно – она должна быть еще и ценовой. Поэтому служба предлагает создать так называемый тарифный коридор, установив нижний предел базовой ставки тарифа – 80% от его нынешней величины, сообщил вчера руководитель ведомства Игорь Артемьев. Именно из этих 80% должны формироваться средства на выплаты по страховым случаям и резервы, говорится в материалах ФАС, которые есть в распоряжении “Ведомостей”. Остальные 20% – нагрузка, расходы на страхование. Этими 20% страховщик будет вправе распоряжаться, как хочет, уточняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров: может заплатить комиссионные брокеру или агенту, а может удешевить страховку на 20%.

Образование ценового коридора, а затем и переход на свободные тарифы – единственный правильный путь развития ОСАГО по рыночному сценарию, уверен руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. Если предложения ФАС будут узаконены, серьезно снизится стоимость полиса у страховщиков в Москве и Петербурге – городах с самым высоким уровнем конкуренции в автогражданке, рассуждает гендиректор Национальной страховой группы (НСГ) Евгений Павленко.

Новшества позволят каждому оператору автогражданки найти свою нишу и сделают рынок гибче, убежден Артемьев. Его ведомство направило свои предложения Минфину и Росстрахнадзору. Но там к инициативам ФАС относятся настороженно. Введение ценового коридора, как и либерализация тарифов на ОСАГО, – вопрос не самого ближайшего будущего, заявил “Ведомостям” директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. С ним соглашается руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев: “Пока в каждой компании, занимающейся ОСАГО, не появятся ответственные за тарифную политику в этой области актуарии и не будет обеспечен контроль в режиме онлайн за платежеспособностью таких компаний, надеяться на положительные результаты введения плавающей ставки не стоит”.

Несвоевременной считают инициативу ФАС и страховщики. Ведь далеко не все компании способны адекватно оценить новшество, опасается демпинга отдельных конкурентов гендиректор страховой компании “Россия” Алексей Разуваев. А недобросовестная конкуренция и экономически необоснованные условия страхования крайне негативно скажутся на большинстве страховщиков и рынке ОСАГО в целом, отмечает он. Больше всего потеряют крупные игроки, которые не демпингуют сейчас и не хотят ввязываться в ценовые войны в будущем, прогнозирует Павленко из НСГ. “Идея с ценовым коридором хороша, но воплощать ее в жизнь, наверное, рановато”, – резюмирует Антипов из Страхового дома ВСК.