Прокофьева предали


Попытки интерпретировать музыкальное произведение в свете биографии композитора полны опасностей, одна из которых – самоуверенность интерпретаторов. В особенности это касается театра, где музыка создана для некоей цели, которую такой нахальный взлом может только затемнить или затуманить. Так случилось с новой “Золушкой” Большого театра в постановке Юрия Посохова. Некогда Посохов сам танцевал в этом театре, а потом стал звездой балета Сан-Франциско. Он заверяет нас: “Музыка “Золушки” – вся о жизни Прокофьева”.

Итак, ближе к делу, лорд Коппер... Мы увидели нелепо выстроенную историю о мире, населенном традиционными обитателями сказки в весьма вульгарных обличьях, ничем не выдающиеся декорации, словно из книг Свифта, страшноватые костюмы 1930-х годов, прекрасно танцующую в водовороте дурацких образов Светлану Захарову, неуклюжую хореографию и избитую постановку.

Как это угнетающее зрелище отражает жизнь Прокофьева, осталось для меня непонятным. В спектакле полно не слишком занятных фокусов. Второе действие начинается с огромного экрана, показывающего дирижера (блестящего Александра Ведерникова), который ведет свой потрясающий оркестр – музыка прозвучала великолепно. Возможно, Прокофьев был горячим поклонником домашнего кино?

Во втором действии на сцене доминирует огромная лестница, по перилам которой съезжает Принц, – дешевый трюк. В спектакле слишком много часов и множество унылых шуток. Танец пойман, словно прибит, хореографией. Непонятно отчего появляются вороны, вдруг в эпизоде путешествия на сцене возникает Марлен Дитрих в образе Голубого ангела. И ни один эпизод не освещает и не украшает эту чудесную музыку. Это предательство Прокофьева (мне кажется, что “Золушка” – самая очаровательная его балетная партитура), хотя изумительная труппа Большого старается превратить свинец в золото.

Захарова сияет, несмотря ни на что, красотой своих линий и поразительным искусством. Сергей Филин, находящийся немного не в лучшей форме, стеснен бледной ролью Принца, в которой он выглядит как обескураженный гусар. Все хорошо работают. Если у Прокофьева была такая жизнь, историю музыки следует серьезно переписать. Но, может быть, стоит переделать балет. (FT, 9.08.2006, Елена Парина)

Последние представления “Золушки” состоятся 9 августа, в 14.30 (Золушка – Екатерина Крысанова, Принц – Дмитрий Гуданов) и в 19.30 (Золушка – Светлана Захарова, Принц – Сергей Филин)