Сталевары-инвесторы


Хотя Магнитка платит дивидендов больше всех российских металлургических компаний (по итогам первого полугодия – около 14,9 млрд руб., или 96% чистой прибыли по РСБУ), у нее остаются деньги и на другие операции. Вчера стало известно, что на внеочередном собрании 29 августа акционеры ММК одобрят передачу в доверительное управление Газпромбанку 11,12 млрд руб. ($400 млн). Этими деньгами он будет управлять с 8 сентября до конца года. Вознаграждение Газпромбанка составит 1% от дохода, полученного в результате управления, говорится в материалах к собранию.

Комбинат заинтересован в эффективном использовании свободных средств и их преумножении, говорит пресс-секретарь ММК Елена Азовцева. По ее словам, ММК давно использует такие финансовые инструменты, просто на этот раз раскрыл информацию, поскольку в июне в совет директоров ММК вошел зампред правления Газпромбанка Кирилл Левин и такая сделка считается сделкой с заинтересованностью. Детали договора Азовцева и представители Газпромбанка раскрыть отказались. Но для Газпромбанка договор с ММК не является самым крупным – объем средств в доверительном управлении банка сейчас составляет около $3 млрд, пояснил источник, близкий к банку.

Подобные действия не свойственны сталеварам. ММК рискует, ведь поведение рынка в течение четырех месяцев предсказать сложно, а депозит гарантирует возврат денег с процентами, рассуждает сотрудник одного из меткомбинатов. До сих пор играть на фондовом рынке предпочитали хозяева металлургических компаний, в том числе бывшие. Например, Борис Иванишвили вложил часть денег, вырученных от продажи Михайловского и Стойленского ГОКов, в акции “Газпрома”, “Лукойла”, РАО “ЕЭС России”, “Вымпелкома”, МТС и “Сургутнефтегаза”. Свои инвестфонды намерены создать гендиректор “Мечела” Владимир Иорих (после продажи своей доли в компании Игорю Зюзину) и совладелец “Евраза” Александр Абрамов (продает часть пакета Роману Абрамовичу). Впрочем, Ашинский метзавод в июле передал около $100 млн в управление УК “Портфельные инвестиции”, входящей в группу “Роснефти”. У “Северстали” операции со свободными денежными средствами осуществляет собственное казначейство, отмечает директор департамента по связям с инвесторами Дмитрий Дружинин. В “Евразе” и НЛМК комментировать эту тему не стали. Но аналитик “Уралсиба” Кирил Чуйко напоминает, что НЛМК предпочитает держать средства на банковских депозитах. К концу I квартала у НЛМК там скопилось $1,45 млрд, свидетельствует его консолидированная отчетность.

Пример ММК не станет заразительным для других, уверен начальник аналитического отдела группы “Центринвест” Дмитрий Уголков. Но аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев отмечает, что ММК практически частная компания и ее владельцам не нужно опасаться возражений миноритарных акционеров – они вольны поступать с деньгами комбината, как им угодно. Тем более что, несмотря на высокие дивиденды, деньги у ММК есть: только на конец 2005 г. у него на балансе было около $1,14 млрд. В этом году EBITDA ММК может вырасти на 10%, а чистая прибыль – на 16%, при этом ММК не стремится к крупным покупкам, а попытка приобрести Pakistan Steel закончилась неудачей, отмечает Чуйко. По мнению аналитика “Ренессанс Капитала” Ованеса Оганисяна, вложенные сегодня в российский рынок $400 млн до конца года принесут 7–10%, а если не ограничиваться российскими компаниями, а вложиться еще в бразильские и китайские (именно они, как ожидается, станут самыми доходными), то есть шанс заработать 10–20%. На переданных в управление $400 млн Магнитка может заработать $30–80 млн.

Из них $300 000–800 000 может составить доход Газпромбанка. Впрочем, ему эта сделка не так выгодна. Обычно управляющие компании и банки берут за управление фиксированную плату в размере 1–2% от объема средств плюс еще 10% от прироста средств, утверждают инвестбанкир и управляющий крупным инвестиционным фондом. Оба собеседника “Ведомостей” объясняют щедрость Газпромбанка к ММК тем, что комбинат воспринимается банком как стратегический клиент, которого банк хочет взять “в оборот”. Проигрывая в деньгах в одной услуге, банк надеется выиграть за счет других услуг и подружиться с таким клиентом. Например, в июле Газпромбанк был одним из организаторов отмененного в последний момент размещения 2% акций ММК на ММВБ.