ВЕКТОР


Государственный подход

Как-то при обсуждении аграрного национального проекта президент Путин посетовал, что у Россельхозбанка высокие ставки, а люди с раннего утра выстраиваются перед его отделениями в очередь за кредитами. РСХБ тут же снизил ставки на 2 процентных пункта и пообещал открыть до 250 новых отделений к концу года. Затем первый вице-премьер Дмитрий Медведев лично пожурил Сбербанк, что тот не выдал ни одного кредита на личное подворье. Президент банка Андрей Казьмин спустя несколько дней лично рассказал Медведеву о новом порядке кредитования владельцев личных подсобных хозяйств, которое стало одной из ключевых задач Сбербанка. А вот Внешторгбанк решил не дожидаться приглашения к участию в нацпроектах от собственника. И создал комиссию по реализации приоритетных национальных проектов в расчете на повышение роли группы в проектах “Доступное и комфортное жилье”, “Развитие АПК”, “Образование” и “Здоровье”. Новая структура призвана помочь ВТБ упростить принятие необходимых кредитных и инвестиционных решений при его участии в нацпроектах, а также взаимодействие с курирующими их чиновниками. Скорее всего, поможет она банку избежать и упреков в пассивности. Ведь ВТБ считается одним из немногих банков, которому особо благоволит государство. И разрушение подобного имиджа ему совсем некстати.

Четвертое поколение

Один из крупнейших американских операторов сотовой связи – Sprint Nextel намерен вложить в ближайшие два года $2,5–3 млрд в строительство сетей беспроводного доступа в Интернет по технологии WiMax. Эту технологию за высокую скорость передачи данных (до 40 Мбит/с) причисляют к “четвертому поколению” мобильной связи (4G). Среди главных ее достоинств – большой (до 10 км) радиус действия. Sprint Nextel будет строить сеть вместе с основными производителями WiMax-оборудования – Intel, Motorola и Samsung. К концу 2008 г. она намерена охватить территорию, на которой проживает 100 млн человек (35% населения США), затем выйти за рубеж.

WiMax давно интересуются и российские операторы. “Синтерра” еще в апреле построила сеть WiMax в Москве и начала подключать клиентов. Сейчас, по словам гендиректора “Синтерры” Вячеслава Смита, WiMax-доступ существует на 80% территории Москвы, а до конца года компания намерена запустить WiMax еще в двух-трех городах Центральной России. Объем инвестиций на три порядка меньше, чем у Sprint Nextel, – около $4,5 млн. Развитию WiMax в России мешает недостаток свободных частот в диапазонах, предназначенных для WiMax, и небольшой выбор совместимого оборудования. В довершение ко всему в конце 2005 г. Госкомиссия по радиочастотам вдвое ограничила дальность действия базовых станций, использующих частоты, на которых работает WiMax. Неудивительно, что на создание общероссийской сети WiMax до сих пор замахивалась одна лишь американская Globetel. Но и ее обещания, как выяснилось впоследствии, преследовали единственную цель – добиться роста котировок собственных акций.

Трудный год

2006 год выдался не самым спокойным для французской компании Pernod Ricard. Сначала петербургский завод “Арарат” потребовал у палаты по патентным спорам Роспатента аннулировать регистрацию марки “Арарат” за принадлежащим Pernod Ricard Ереванским коньячным заводом. Палата принимать жалобу отказалась, и питерская компания грозилась подать в суд. Потом главный санитарный врач Геннадий Онищенко нашел в грузинских и молдавских винах пестициды. В итоге границу закрыли, все подозрительные по стране происхождения вина были изъяты из торговли и частично уничтожены, частично – отправлены поставщикам. Этим потоком с полок смыло и грузинское вино “Тамада”, которое поставлял в Россию принадлежащий Pernod Ricard завод GWS. И вот ведомство Онищенко еще раз попортило нервы французам. Из-за ошибки пресс-службы “дочка” Pernod Ricard, ЗАО “П.Р. Русь”, оказалась в списке компаний, у которых приостановлена лицензия на оптовую торговлю алкоголем. День спустя Моспотребнадзор дезавуировал свое сообщение (см. статью на стр. А1). Что это было? Попытка государства надавить на Pernod Ricard, которой принадлежит бренд Stolichnaya – “Союзплодоимпорт” как раз пытается за него что-нибудь получить? Или месть за то, что Pernod Ricard вопреки геополитическим экспертизам санитарного врача Геннадия Онищенко никак не хочет признать свое вино “Тамада” некачественным? Участники рынка теряются в догадках. Но в “техническую ошибку”, на которую сослался Моспотребнадзор, никто не верит.