Acer выходит в лидеры


По данным исследовательской компании Gartner, имеющимся в распоряжении “Ведомостей”, в I и II кварталах этого года Acer заняла второе место в России по количеству проданных персональных компьютеров. Первое место Gartner традиционно отводит российскому сборщику ПК – компании “Формоза”, занимающей, по оценкам исследовательской компании, 7% рынка (продала во II квартале 102 900 компьютеров под собственной торговой маркой). На долю Acer, по данным Gartner, во II квартале пришлось 5,5% рынка ПК (80 600 проданных ПК).

Эти данные не совпадают с расчетами другой исследовательской компании – российской IT Research. Представитель IT Research рассказал “Ведомостям”, что согласно подсчетам его компании во II квартале безусловное лидерство принадлежит Acer. Правда, данными о количестве проданных за этот период компьютеров в IT Research с “Ведомостями” не поделились.

По оценке Gartner, за три месяца – с апреля по июнь в России было продано 1,466 млн ПК. “По продажам ноутбуков мы лидируем в России уже второй год”, – рассказывает глава российского представительства Acer Глеб Мишин (это подтверждается данными IDC и Gartner). Он допускает, что по общему объему продаж ПК лидером может быть “Формоза”, но замечает, что зачастую продажи компьютеров российских сборщиков рассчитываются исходя из количества проданных комплектующих, а не готовых ПК.

В “Формозе” также не настаивают на своем лидерстве. “Каждый раз, когда выходит подобный отчет, конкуренты недовольны методикой, – объясняет вице-президент “Формозы” Владимир Шаров. – А разбираться, какой процент продаж у нас приходится на комплектующие, мы не собираемся”.

Эксперты согласны, что “Формоза” может занимать первое место по продажам: ведь у нее сильные позиции в корпоративном сегменте и развитая сеть розничных продаж. “Эта компания собирает компьютер индивидуально под каждого пользователя, и это объясняет хорошие продажи”, – считает аналитик J’son & Partners Алексей Шелестенко.

А успех ноутбуков Acer в России Шелестенко объясняет низкой покупательной способностью наших соотечественников. “В России бренды выстраиваются [по популярности] в соответствии с ценой, – говорит он. – У нас покупают самые дешевые компьютеры, а компания Acer оказалась одной из немногих, кто смог снизить цену до $500–600 за ноутбук”.

Вице-президент российской компании-сборщика Kraftway Ренат Юсупов не удивлен выходом тайваньской Acer на первые места. По его словам, эта компания переместилась в низкий ценовой сегмент, только в котором и возможны высокие темпы роста. А PR-директор торговой компании “Мир” Елизавета Тотунова сообщила, что с “Формозой” ее компания не работает, тогда как ноутбуки Acer занимают “одну из лидирующих позиций в своей категории”.

В России в отличие от рынков других стран каждый из производителей ПК занимает относительно небольшую долю рынка продаж, а сам рынок размыт: до 60% продаваемых компьютеров принадлежит сборщикам второго и третьего эшелонов. Об этом свидетельствуют расчеты Gartner, согласно которым 889 600 ПК во II квартале были проданы компаниями, не входящими в первую десятку (это 60,7% всех продаж за квартал). На рынке ноутбуков обратная картина: каждый вендор из первой десятки владеет значительной долей рынка.

Согласно Gartner во II квартале на долю Acer пришлась наибольшая доля рынка ноутбуков – 24,7%. За ней следуют Asus (16,3%) и Rover Computer (10%). “Поскольку доля ноутбуков в общих продажах ПК уже сейчас велика и постоянно растет, то выраженный лидер в сегменте ноутбуков вполне может стать лидером всего рынка”, – полагает сотрудник одной из исследовательских компаний.