Бизнес на интуиции


В Москве побывал Говард «Бутч» Керзнер – президент компании Kerzner International, одного из мировых лидеров в сфере отельного и игорного бизнеса. Компанию основал его отец Сол Керзнер, который до сих пор остается председателем правления. Самый известный бизнес Керзнера-старшего – гостиничная империя Sun International. А Бутч сейчас работает над собственным проектом: сетью курортных отелей-люкс One&Only Resorts, которые часто называют шестизвездочными.

В 1979 году Сол построил Sun City – главный туристический центр Южной Африки, «африканский Лас-Вегас», уникальный развлекательный комплекс площадью около 150 кв. км с самым большим казино за пределами США. В те времена азартные игры в Южно-Африканской Республике были запрещены, но Керзнер нашел выход: комплекс находился на территории Бопутатсваны – самопровозглашенного и формально независимого от ЮАР (хотя и не признанного в мире) анклава. Гости Sun City могли не только попытать удачи, но и отдохнуть по высшему разряду: дорогие отели стоят среди искусственных гор в окружении тропических лесов, озер, львиных и крокодиловых ферм, а в зале Superbowl на 6000 мест и сейчас выступают знаменитости и проводятся ежегодные конкурсы красоты «Мисс мира».

Главным проектом 1990-х для компании стал гостинично-игорный комплекс Atlantis на Багамах, на острове Парадайз, который ежегодно посещают три миллиона человек, а в 2002 году было открыто еще одно направление бизнеса: люксовые отели Kerzner International были объединены под брендом One&Only Resorts. Они не просто сверхдорогие: у каждого к тому же свой особый стиль плюс спа-центры мирового уровня, поля для гольфа, мишленовские рестораны... Но самое главное – степень уединенности, которую они предлагают.

Уже в 2004 году на многих курортах One&Only Resorts появились русскоговорящие сотрудники, потому что нашим соотечественникам здесь понравилось: только за последние полгода количество гостей из России увеличилось в полтора раза.

– Ваши предки – эмигранты из России. Каким образом семья оказалась в Южной Африке?

– Мой дедушка покинул Россию в 20-е годы, ему было около 50, и он не говорил ни на одном иностранном языке. Дома у него оставалась жена, которая вот-вот должна была родить. На совместный переезд не было средств, и сначала дед посылал семье деньги, а потом все-таки перевез ее в Южную Африку. Так что сына он впервые увидел, когда тому было уже три года. Такая «школа выживания» очень помогла деду, когда он создал свою первую компанию.

– Какую именно?

– Он занимался мебельными перевозками: тогда многие приезжали в Африку и покидали ее, и подобная услуга была востребована. Потом открыл магазин, который работал 24 часа в сутки семь дней в неделю. А когда деду исполнилось 60, он наконец решил немного отдохнуть на побережье. Отдых так его впечатлил, что, вернувшись в Йоханнесбург, он продал все, что имел, и решил с нуля на старости лет заняться совершенно новым делом – гостиничным бизнесом.

– А как начинал ваш отец?

– Отцу было около 25, когда он решил построить первый пятизвездочный отель в Южной Африке. Его сочли сумасшедшим – в те времена туризму было далеко до нынешнего размаха: у людей было гораздо меньше возможностей путешествовать, а сервис в отелях был более чем заурядным. Отец облюбовал место на расстоянии 10 миль от города, в голой саванне, построил там отель и в 1964 году торжественно его открыл. На церемонию была приглашена куча европейских знаменитостей, и, что удивительно, все они приехали. Отец назвал гостиницу Beverly Hills – в честь легендарного отеля в Лос-Анджелесе, о котором много слышал.

– И не возникло проблем с названием?

– Нет. Потому что Беверли – это еще и имя его сестры, моей тетки.

– Похоже, это был рискованный проект...

– Отец понимал, что такое настоящая роскошь, хотя никогда не выезжал из Южной Африки. По образованию он был просто бухгалтером, но знал, как надо развивать бизнес. Наверное, это гены. Конечно, существовал какой-то бизнес-план – без этого нельзя, ведь надо было привлечь инвестиции. Но отец, например, не мог провести маркетинговые исследования, просто потому, что рынка роскоши в ЮАР тогда не существовало. Приходилось полагаться на интуицию... И, возможно, не всегда оглядываться на цифры. Есть много ситуаций, в которых человек берет на себя ответственность: делаю либо так, либо никак. С сетью One&Only Resorts все было точно так же.

– Но ведь проект One&Only – это ваша идея?

– Во многом это были идеи отца, которые я претворяю в жизнь. Путешествуя по миру, мы увидели, что есть незанятая ниша рынка, и решили ее освоить. Первым отелем, который мы открыли в рамках новой концепции, был Le Saint G?ran на Маврикии. Это было еще в 70-е годы.

– А какая именно ниша? Чем One&Only отличается от остальных люксовых курортов?

– Отдых – это впечатления. Мы продаем не гостиничный номер, а впечатления, которые начинаются с того момента, как клиент ступил на территорию отеля. Мы предвосхищаем желания и обеспечиваем такое качество сервиса, которое, как правило, гости не ожидают получить на курорте. Между прочим, мы не покупаем готовые отели – всякий раз начинаем проект с нуля. Тем более у нас нет стандартов в отношении внешнего вида номеров. Вообще мы считаем, что занимаемся не просто гостиничным бизнесом, мы скорее работаем в индустрии развлечений.

– Вы имеете в виду курортные казино? Почему вообще возникла идея заняться казино? Сола Керзнера не пугала репутация «крестного отца»?

– Для нас казино не основной бизнес. Люди приезжают в Atlantis на Багамы не из-за казино, они приезжают отдыхать. Там масса развлечений, в том числе огромные океанариумы и 40 ресторанов. На казино мы смотрим глазами туриста, а не игрока, поэтому, например, сознательно нарушили одно из правил, согласно которому в казино не должно быть окон. Для нас важно, чтобы людям было приятно там находиться.

– Кто ваши клиенты?

– Очень взыскательные люди, у которых достаточно денег, чтобы наслаждаться всем самым лучшим в мире. Они много работают и не так уж часто позволяют себе отдохнуть. Так что ключевой момент для них – возможность уединения. Пусть это всего 10 дней в году – но они хотят провести это время, не разочаровавшись даже по мелочи. И они всегда желают получить очень персонализированный сервис. Поэтому и соотношение численности персонала и количества гостей – примерно один к одному.

– Сколько стоит неделя на одном из курортов One&Only Resorts?

– Порядка $10–12 тысяч на человека. Но у нас есть разные варианты предложений, отдельные виллы, персональный дворецкий, шеф-повар...

– А что привело вас в Россию?

– Наше российское представительство работает уже два года, но до недавнего времени One&Only был своеобразным «секретным кодом», который передавали друг другу знающие люди. Теперь же стало понятно, что в России для нас открывается большой рынок, который динамично растет. В зависимости от сезона в наших отелях бывает до 15% русских, и мы уже задумались о целенаправленных действиях в вашей стране.