Бонд для тинейджеров


Те, кто ходит в кино к самому началу сеанса, возможно, уже видели рекламный ролик нового фильма о похождениях агента 007 Джеймса Бонда. Фильм грядет осенью. Ролик как ролик, ничего особенного: а все ж несколько подробностей хочется подчеркнуть. Бонд, как многим уже известно, в фильме новый – ничем особенно не прославивший до сих пор свое имя британский актер Дэниел Крейг сменил привычного Пирса Броснана. Неизвестно, по собственной ли инициативе тот отправился в отставку или явственно постаревшего героя прогнала студия. Так или иначе, позитивные изменения в имидже Броснана после ухода из Бондов

(см. очень недурной фильм «Матадор») отметили практически все.

И правда, сегодня Бонд – не та роль, за которую хочется держаться вечно. Ощущение того, что французы называют deja vu, и даже того, что англичане кличут has been, давно витают над этим номинально бессмертным суперпроектом. Будь жив Ян Флеминг, он бы посоветовал убить 007 и устроить пышные похороны. На волне всемирного траура, ей-богу, лучше бы продавалась коллекция со старыми DVD. Не говоря о билетах на фильм о смерти поднадоевшего агента. А вот очередное его оживление и омоложение на 15 лет (именно такой промежуток отделяет Крейга от Броснана) вряд ли приведет к тому магическому эффекту, который вызвал в

1962-м легендарный «Доктор Но» – первый фильм серии. Даже выбор режиссера Мартина Кэмпбелла, реанимировавшего Бонда в 1995-м (тогда в роли молодого сменщика выступал именно Броснан), и названия «Казино Рояль», напоминающего о дебютном шпионском романе Флеминга, вряд ли изменят дело. Время Бонда прошло.

Помню, в детстве, в начале

1980-х, читая прекрасную книжку Юрия Дружкова о Карандаше и Самоделкине, я недоумевал – как можно сравнивать таких антигероев, как Шпион и Пират (именно они противостояли Веселым Человечкам). Пираты – вечные персонажи тинейджерской культуры. Через книжки Стивенсона, Сабатини и Конан Дойла, а сейчас через Диснейленд и новейшие фильмы с Джонни Деппом, Веселый Роджер зажигает сердца молодежи. А вот шпионы, занимавшие весь мир в сравнительно недолгую эпоху «железного занавеса», уже двадцать лет как потеряли актуальность. Причем это касается как корректных советских резидентов в серых костюмах, так и залихватских англо-американских джентльменов с бокалом мартини в руке. Даже худосочный Том Круз, третий раз подряд выполнивший невыполнимую миссию, не смог сделать шпионов модными, да вдобавок сам вышел из моды.

Несколько лет назад выдающийся режиссер и многодетный отец Роберт Родригес снял первый фильм из цикла «Дети шпионов». Малышня была в восторге, критики негодовали: на святое посягнул и против хорошего вкуса, дескать, согрешил. Меж тем Родригес констатировал неизбежное. Сегодня не дети играют в шпионов, чтобы подражать взрослым, а взрослые заискивают перед детьми, чтобы те увлеклись комичной и устаревшей спецагентурной романтикой.

Родригес двинулся к иным горизонтам, на которых маячил «Город грехов», а британская МИ-6, представьте, наняла вместо мужика с железными мускулами блондинистого пятнадцатилетнего парнишку. Алекс Райдер в исполнении своего тезки Алекса Петтифера – герой нового шпионского эпоса, рассчитанного уже исключительно на детей. «Громобой» Джеффри Сакса – первый и вряд ли последний фильм серии, выходящий в наш прокат на днях. Райдер не только спасает мир гораздо быстрее и техничнее, чем это делал в последних фильмах об агенте 007 их главный герой, но и запросто побеждает в бою слишком серьезных взрослых. Во главе оных, кстати, злодей по кличке Распродажа в исполнении Микки Рурка, будто только что прибывший в Старый Свет из родригесовского Города грехов. Совершеннолетний зритель только плечами пожмет, а вот дети… Раньше они скучали на псевдостильных и невозможно затянутых фильмах о Джеймсе Бонде, куда их таскали за собой ностальгирующие родители. Теперь пусть поскучают взрослые, а МИ-6 станет наконец-то потехой для школьников. Давно пора.