Делиться надо


У служащих авиакомпаний есть четыре основных интонации: нейтральная – чтобы оторвать купон и пожелать счастливого полета, доверительная – чтобы сообщить о перепродаже мест на рейс, обольстительная – чтобы предложить компенсацию, и сострадательная – если багаж застрял в пункте пересадки.

Транзитная остановка в Копенгагене, поздний вечер. Мы не торопимся на посадку, потому что еще в Шереметьеве зарегистрировались до конечного пункта – Лондона. У стойки лондонского рейса нас встречает оживленная сотрудница скандинавской авиакомпании. Мы – маленькая группа туристических агентов – хорошо знаем, что чрезмерное возбуждение обычно вялых служащих аэропорта сулит изменения в расписании или еще что похуже. «Добрый вечер! Хороший шопинг? О, это прекрасно! А ваши места достались другим пассажирам! – девушка делает театральную паузу. «Но есть и хорошая новость!» – глаза ее лучатся радостью и теплом, как у медсестры в дорогом роддоме, которая сообщает, что у вас родился мальчик, вес три пятьсот. «Через пару часов вы сможете улететь рейсом бразильской авиакомпании VARIG. Видите вон тот красивый боинг?» Мы смотрим на уютные огоньки иллюминаторов бразильского самолета. «Он вас возьмет, мы договорились». Девушка ждет нашей реакции. Пассажиры ведь разные бывают. «А подарок?» – мрачно спрашиваю я, и мы получаем в качестве компенсации ваучеры по 500 долларов на каждого. В течение года их можно обменять на билеты в любом офисе скандинавской авиакомпании. Вскоре мы летим бразильским боингом в окружении полумертвых от усталости жителей Рио-де-Жанейро, добирающихся из Бразилии в Лондон почему-то через Копенгаген. Два часа ожидания полностью окупили поездку.

Путешествуя регулярными рейсами крупных перевозчиков, можно неплохо заработать на овербукинге – перепродаже авиакомпанией билетов на рейс. Если вы не торопитесь, как американец на День благодарения, если у вас крепкие нервы и вы готовы к компромиссу, то овербукинг может обернуться множеством выгод. Еще один день в Париже за чужой счет. Еще одна покупка в Милане (надо все-таки взять эти туфли). Бесплатный билет (в следующий раз летим с ребенком). Овербукинг выгоден и авиакомпаниям, потому что, как правило, не все, кто купил билеты, приходят на рейс. Тут как с днем рождения: позвал всех, а придут только некоторые. Кто-то аннулирует бронь за день до вылета, кто-то опоздает из-за пятничных пробок. Многие покупают билет в обе стороны (так дешевле), а летят только в одну. Все эти места останутся пустыми, если для подстраховки не будут проданы дважды. Такой маневр спасет перевозчиков от убытков, которые в десять раз превысят размеры выплат обиженным пассажирам.

Правила компенсации при овербукинге в Европе и США оформлены законодательно, но в деталях известны только юристам. Полагайтесь на человеческий фактор. На вас заработали – предложите поделиться. Если девушка в фирменном шейном платке ласково нагибается к вам из-за стойки регистрации и конспиративным шепотом предлагает вам «другой вариант перелета», будьте милы и лояльны, больше обаяния, больше намеков на трагизм вашего положения – и тогда вас точно не обидят.

Лондон. Глухая ночь. Длинные коридоры Хитроу. Стойка Lost & Found. Мы долетели бразильским боингом, заработали по 500 долларов, но авиакомпания нас все-таки обыграла – багаж остался в Копенгагене. Я получаю синий мешок с логотипом перевозчика и запиской на трех языках: «Пожалуйста, примите этот однодневный набор. Здесь все, что вам потребуется, пока мы разыскиваем ваш багаж». Маленькая белая зубная щетка, белый мини-тюбик с пастой, белая майка, белые трусы, белая одноразовая бритва, черные носки, немножко пены, немножко мыла. Примите наши извинения.