Дороже не значит надежнее


В числе 15 лидеров ежегодного исследования надежности трехлетних автомобилей (VDS), продающихся в США, оказались демократичные марки: Mercury (2-е место), Buick (3-е), Toyota (5-е) и Ford (15-е).

Первое место в списке, составленном на основе опроса 47 620 владельцев машин 2003 г. выпуска, заняла уже 12-й год подряд премиальная марка Lexus, принадлежащая японскому концерну Toyota, с результатом в 136 дефектов на 100 автомобилей против 139 недостатков в прошлом году. В целом же, по данным исследователей, разрыв по качеству между дорогими машинами и автомобилями для массового потребителя за последние четыре года уменьшился вдвое: разница в числе дефектов на 100 трехлетних машин сократилась с 31 до 15.

Дефектами эксперты J.D. Power считают даже мельчайшие недостатки, проявившиеся за время эксплуатации автомобиля: перегоревшие лампочки, проблемы с резинками стеклоочистителей, а также замену любых деталей, даже если владелец машины поменял показавшееся ему неудобным кресло в салоне.

Машины для массового рынка догоняют роскошные автомобили по самым важным для потребителя параметрам: удобству управления, надежности тормозов, двигателя и трансмиссии. “Растет качество всех автомобилей, а не только роскошных моделей, выигрывающих за счет небольших объемов производства. Качество многих массовых марок достигло уровня, способного конкурировать с автомобилями премиум-класса”, – говорит директор аналитического отдела J.D. Power and Assosiates Нил Оддес. В целом по отрасли число выявленных дефектов снизилось по сравнению с прошлым годом с 237 до 227.

Исследование этого года стало настоящим триумфом для японских производителей. Lexus оказался лидером в основном зачете, а четыре его модели заняли первые позиции в своих классах. В таком же количестве сегментов победителем оказалась марка Toyota. Немного отстала от нее соотечественница Honda, лидирующая в трех классах (подробнее см. таблицу).

В первую десятку самых надежных автомобилей попали три американские марки – на одну меньше, чем в прошлом году. В то время как качество японских марок и доверие к ним потребителей стабильно растет. Это отражение настроений американских покупателей: в этом июле Toyota впервые вышла на 2-е место по продажам в США после GM, обогнав Ford.

Качество автомобилей европейских брендов, как и североамериканских, сильно неоднородно и колеблется от марки к марке.

Jaguar, принадлежащий Ford, в этом году переместился с прошлогоднего 23-го места на 8-е (210 дефектов на 100 машин). BMW поднялся с 11-го на 9-е место (212 дефектов). А вот Porsche постигла катастрофа: марка съехала со 2-го места, занятого годом ранее, на 22-е. Самой прибыльной автомобильной компании мира остается надеяться на то, что через три года ее показатель будет лучше: месяц назад Porsche заняла 1-е место в исследовании надежности новых автомобилей, продающихся в США, проводимом все тем же J.D. Power.

Правда, ни на бизнес российских дилеров, ни на покупателей престижный американский рэнкинг влияния не оказывает. “К сожалению, пока покупатели уделяют этой информации меньше внимания, чем нам хотелось бы”, – отмечает Екатерина Колесникова, начальник отдела PR компании “Бизнес Кар”, крупнейшего российского дилера Toyota и Lexus. По ее мнению, это связано с тем, что аналитические материалы J.D. Power сейчас в России не слишком широко распространены. Но их известность все время растет. Кроме того, одним из главных факторов покупки автомобиля в России все-таки остается его цена – люди покупают те машины, на которые у них хватает денег. Оказывают влияние на популярность тех или иных марок и очереди в автосалонах: те, кто не хочет ждать автомобиль несколько месяцев, часто берут более доступную модель, закрывая глаза на какие-то возможные ее недостатки, говорит Колесникова. “Иностранные рэнкинги у нас никто не принимает в расчет, потому что наши потребители руководствуются другой мотивацией: для них большее значение имеют не вопросы качества или надежности, а престижность марки и наличие опций в автомобиле”, – добавляет Игорь Моржаретто, руководитель отдела безопасности и права журнала “За рулем“.