Галерея из кубиков


Новые музеи и огромные современные галереи — это соборы нашего времени. И если у кого-то до сих пор оставались сомнения в этом, проект нового крыла галереи Tate Modern должен окончательно их рассеять.

В свое время центральным проектом Лондона был великолепный собор Святого Павла, построенный Кристофером Реном при восстановлении города после Великого пожара 1666 года. Громада собора до сих пор доминирует над Сити.

Но сейчас он утратил прежнюю ведущую роль: эпицентр культурной жизни сместился в Саутуорк, к югу от Темзы, что забавно перекликается с прошлым этого района, который славился своими театрами и борделями, процветавшими вдали от осуждающих взглядов пуритан из Сити. Сейчас собор не более чем значок на туристической карте города, а новой святыней для современных пилигримов со всех концов света стала галерея Тейт. Она играет в Лондоне ту же роль, что Музей современного искусства в Нью-Йорке или Центр Помпиду в Париже.

Вторую очередь галереи, как и первую, спроектировали архитекторы Жан Херцог и Пьер де Мерон. Это хрустальный фонтан из прозрачных кубических объемов, который бьет из кирпичной скалы основного здания, вздымаясь, будто в результате некоего архитектурного взрыва.

Радикальное и совершенно неожиданное 11-этажное здание должно изменить суть самой популярной в мире галереи современного искусства (в прошлом году ее посетили более 4 миллионов человек) и район, в котором оно будет построено. Оно сознательно противопоставит себя собору Святого Павла на другом берегу реки.

Построив основное здание Tate Modern, бюро Herzog & De Meuron выдвинулось на первое место в проектировании мегагалерей. Решения архитекторов непредсказуемы: перфорированная, покрытая ржавчиной облицовка музея Де Янг в Сан-Франциско, почти экспрессионистический Центр искусств Уокера в Миннеаполисе – это, несомненно, самые интригующие выставочные здания последних лет.

Херцог и де Мерон решительно отказались от какого-то последовательного стиля и предпочитают экспериментировать в каждом новом проекте. Их лондонский проект на первый взгляд абсурден: что это за колеблющаяся груда ящиков, сваленных в беспорядке, как некий надгробный памятник искусству?

Однако множество граней способствуют возникновению различных точек зрения, а внутри постройки предусмотрена серия пространств – от застекленных «пещер» до площадок для перформанса, которыми будут служить огромные круглые резервуары для нефти.

Это разнообразие форм вполне соответствует быстро меняющемуся современному искусству, которое все меньше занято живописью и дрейфует в сторону акустических, визуальных и цифровых технологий. Херцог говорит, что кажущееся случайным нагромождение объемов позволит возводить здание постепенно. Оно должно быть построено к началу Олимпийских игр 2012 года – осталось только собрать из частных и общественных источников 165 миллионов фунтов ($315 млн). (FT, 25.07.06, Елена Парина)