“Газпром” промахнулся


Неудачи при разведочном бурении не редкость, замечает Нестеров. В мае “сухую” скважину пробурили на месторождении Курмангазы, которое на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) начали осваивать “Роснефть” и казахстанская госкомпания “Казмунайгаз”. Год назад “Лукойл” в азербайджанском секторе Каспия пробурил на месторождении Ялама “сухую” скважину, потратив на нее $50 млн. Такая же ситуация сложилась у “Лукойла” и “Казмунайгаза” и на месторождении Тюб-Караган в казахстанском секторе, где на бурение было затрачено более $20 млн. “Лукойл” тоже не намерен опускать руки. И на Яламе, и на Тюб-Карагане в 2007–2008 гг. компания собирается пробурить вторые скважины, говорит представитель “Лукойла”: “Информация, полученная от геологов, вселяет надежду, что нефть на участках все-таки есть”. Но если и после вторичного бурения сырья на участках не окажется, “Лукойл” закроет проекты, говорит собеседник “Ведомостей”.

О неудаче, постигшей ZGG и Wintershall в Северном море, стало известно из отчета ZGG за первое полугодие 2006 г. Речь идет о блоке 44/19 английского шельфа в Северном море (проект называется Emerald), в котором в январе этого года “дочка” ZGG – ZMB получила 25%. Как говорится в документе, в ходе буровых поисковых работ Wintershall и ZMB не обнаружили на блоке Emerald промышленных запасов газа. Буровые работы ведутся там со II квартала 2006 г., компании за это время пробурили поисковую скважину глубиной 4000 м. Представитель ZGG Андреас Бельдт отказался сообщить, во сколько его компании обошлась скважина. Не назвали сумму потерь и в Wintershall. Такая скважина обходится не дешевле $50 млн, т. е. потери “Газпрома” могут составить свыше $10 млн, подсчитал аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров.

“Газпром” и BASF сотрудничают более 10 лет. В начале 1990-х гг. Wintershall и “Газпром” создали СП для транспортировки и сбыта газа в Европе Wingas (65% и 35% соответственно) и WIEH (по 50%). Еще одно их СП – “Ачимгаз” будет осваивать ачимовские залежи Уренгойского месторождения. А в апреле “Газпром” согласился отдать BASF 35%-ную долю в Южно-Русском месторождении с запасами 700 млрд куб. м газа.

Впрочем, неудача в Северном море не выбила партнеров из колеи. “По одной скважине судить об успешности проекта нельзя”, – уверен сотрудник “Газпрома”. “Работы на месторождении, в том числе и бурение, будут продолжены, – обещает Бельдт. – Мы уверены, что нас ждет успех и мы обнаружим газ. Самое главное – знать, в какой части месторождения бурить”. “Такие решения принимаются на основе серьезного геологического анализа, значит, шансы на успех при бурении следующих скважин есть”, – отмечает Нестеров.