Инвестиции на двоих


Один в поле воин

Рано или поздно почти в каждой семье появляются свободные деньги, которые можно было бы инвестировать. Перед супругами встает вопрос, кому и как это делать. Иногда проблема решается сама собой: кто-то один по личной инициативе или с согласия супруга берет инвестиции в свои руки.

Научный сотрудник одного из столичных НИИ Георгий Робулец в принципе не интересуется тем, куда его жена Татьяна, замгендиректора компании “Альфастрахование”, регулярно инвестирует семейные деньги. “Я человек совсем другой идеологической формации”, – объясняет он.

А вот гендиректор представительства Oracle в СНГ Борис Щербаков не видит никакого смысла советоваться в вопросах инвестиций с женой, которая, по его словам, “в этом совершенно ничего не понимает”. Она обладает только самой общей информацией о том, сколько денег и куда вложено, рассказывает Щербаков.

Зачастую люди, которые вносят основной вклад в семейный бюджет, не считают нужным делиться информацией о финансах. Просто они забывают о реальном нематериальном вкладе своего супруга в общее дело: если мужчина целиком обеспечивает деньгами семью, то женщина инвестирует в ее благополучие свое время и здоровье, поясняет психолог Евгения Варламова.

Специалисты по семейным отношениям полагают, что информировать супруга об инвестициях необходимо, даже если тот не принимает в них активного участия. В противном случае рано или поздно семья может столкнуться с проблемами. Особенно если один из супругов даже не подозревает об инвестициях другого.

“Если один из супругов вообще ничего не знает о том, куда вложены семейные деньги, значит, в семье нет доверительных отношений, т. е. нет и фундамента для прочных отношений”, – предупреждает психолог Артем Толоконин.

И вот вам печальный пример. Когда обозреватель агентства “МФД-ИнфоЦентр” Павел Еськов состоял в браке, он отдавал в семейный котел 60–70% дохода, а остальные деньги инвестировал в акции. О своих действиях он не сообщал жене, полагая, что преподаватель музыки вряд ли хорошо разбирается в инвестировании. Однажды во время домашней вечеринки кто-то из друзей обмолвился о его вложениях, разразился скандал. “Жена обвиняла меня в том, что я скрываю от нее свой истинный доход, трачу деньги, которые могли бы пополнить семейный бюджет, на свою блажь, да и вообще повелся на что-то вроде МММ”, – вспоминает Еськов. Последовавшая ссора стала одной из причин развода.

Так что сокрытие информации об инвестициях – это мина замедленного действия, которая может подорвать ваш союз. В такой ситуации нужно попытаться убедить супруга в том, что вы действовали исключительно в интересах семьи, советует генеральный директор консультационной компании “ММ-класс” Марина Мелия.

Совет да любовь

Между тем во многих семьях принято детально обсуждать все вопросы вложения денег, а в некоторых инвестированием занимаются оба супруга. Об этом, в частности, свидетельствует опрос, проведенный на сайте газеты “Ведомости”. 39% семейных инвесторов, участвовавших в опросе, принимают решения об инвестициях совместно. Еще 39% лишь информируют супруга или супругу о своих действиях. И только 22% вкладывают деньги втихую.

Например, председатель правления ИФД “Капиталъ” Ольга Плаксина всегда делится своими планами с мужем Сергеем, который работает директором одного из подразделений в компании Hewlett-Packard. “Я по характеру консервативный инвестор, предпочитаю держать деньги на депозитах, а муж инвестирует в акции. Так что наш семейный портфель получается сбалансированным”, – рассказывает Плаксина. А председатель совета директоров УК “Альфа Капитал” Бернард Сачер сначала сам принимал все инвестиционные решения, но пять лет назад, когда семья покупала дом в США, неожиданно выяснилось, что его супруге (она домохозяйка) интересно инвестировать в недвижимость. С тех пор она активно инвестирует семейные деньги. “Жена распоряжается большей частью наших вложений просто потому, что инвестиции в недвижимость очень капиталоемкие”, – поясняет Сачер.

Конечно, некоторым супругам бывает сложно договориться о целях и путях инвестирования, особенно если оба компетентны в финансовых вопросах. В самом деле, как быть в ситуации, когда один из супругов хочет продать какие-то акции, а другой, напротив, хочет их купить?

Варианта тут два: либо как-то договориться, либо каждому инвестировать самостоятельно, выбирая инструменты по собственному вкусу.

Бывает и так, что стороны вообще полностью “закрывают” инвестиционные бюджеты друг от друга. Никто из супругов не знает, как распоряжается своими деньгами другой, а оговорены только общесемейные траты. К примеру, административный директор группы компаний “Корстон” Сергей Никонов выделяет себе и жене по 3% от заработанных средств на личные нужды, при этом свою долю он часто инвестирует в паевые фонды, ОФБУ и кладет на депозит в банк. “Я не интересуюсь тем, что делает со своими деньгами жена, а она не спрашивает, на что я трачу свои личные средства”, – рассуждает Никонов.

Психологи считают эту практику вполне разумной, но рекомендуют сторонам тщательно проговорить все детали финансовых отношений. “Например, жена может признавать право мужа тратить деньги на пиво и сигареты, а вот инвестиции будет относить к числу тех вопросов, по которым надо советоваться”, – поясняет психолог Сергей Мучкин. К слову, многие юристы рекомендуют семейным инвесторам фиксировать все эти нюансы на бумаге, например в брачном контракте.

Если члены семьи четко договорились о том, что у каждого есть личные средства, которыми он может распоряжаться как хочет, проблем возникать не должно, считает психолог-консультант из Института групповой и семейной психотерапии Александра Сучкова.

Доверять или проверять

Когда один из супругов хочет быть в курсе финансовых операций другого, то можно оформить генеральную доверенность на право распоряжения банковским или брокерским счетом и проч. Заместитель генерального директора “КИТ Финанс” Владимир Тарасенко уточняет, что доверенность может давать супругу право на совершение всех операций по счету или только позволять получать информацию о сделках.

Довольно часто люди (особенно неработающие жены) хотят знать обо всех вложениях своего супруга и нередко требуют оформить часть семейных вложений на свое имя, потому что опасаются остаться с носом в случае развода. Однако с точки зрения закона не существует никаких “личных” инвестиций. Адвокат коллегии адвокатов “Джон Тайнер и партнеры” Любовь Максимович подчеркивает, что если инвестированные деньги были заработаны в браке, то все вложения одного из супругов являются общим имуществом.

И все же если супруги были полностью осведомлены о доходах и инвестициях друг друга, им проще расстаться мирно. “В браке мы вместе принимали решения об инвестировании средств, я знала обо всех доходах мужа. Так что во время развода финансовые вопросы решались легко”, – вспоминает руководитель группы бизнес-консалтинга DS Holding Ltd. Элла Русланова. Более того, поскольку раздел имущества происходил в начале 1999 г., когда фондовый рынок лежал в руинах, бывшие супруги решили не продавать принадлежащие им акции. Они не стали заключать никакого письменного соглашения, но договорились, что у обоих будет доступ к брокерскому счету.