Нулевое чтение пройдено


Комиссия правительства, Думы и Совета Федерации определила масштабы поддержки региональных бюджетов в 2007 г. Объем межбюджетных трансфертов составит 599 млрд руб. (см. таблицу), увеличившись на 69,6 млрд руб. по сравнению с 2006 г. По сути, нулевое чтение бюджета в части межбюджетных отношений пройдено, констатировал замминистра финансов Антон Силуанов.

Сопредседатель рабочей группы трехсторонней комиссии, депутат Надежда Максимова отмечает, что впервые из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) выделяется 9 млрд руб. на стимулирование регионов, развивающих собственную базу доходов. Идея такого поощрения содержится в бюджетном послании Владимира Путина. “Пусть сумма невелика, но создан прецедент”, – отмечает Максимова. Стимулирующие деньги (9 млрд руб.) будут распределяться так, чтобы величина трансфертов в 2007 г. была не ниже среднероссийского уровня, отмечает Силуанов. Замглавы администрации Волгоградской области Александр Дорждеев говорит, что стопроцентно устраивающей всех методики распределения трансфертов нет, но предложенная Минфином в этот раз учла изменения в жизни большинства регионов и его область сможет сформировать сбалансированный бюджет.

Рост межбюджетных трансфертов в 2007 г. лишь ненамного перекрывает прошлогодние темпы инфляции, отмечает директор Центра макроэкономических исследований компаний БДО “Юникон” Елена Матросова. Не всем регионам хватит средств на социальную поддержку, так как к ним перешли ряд полномочий, не подкрепленных средствами федерального бюджета, полагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Ресурсы фондов распределялись между регионами по формализованным методикам, они стали более прозрачными, а индивидуальный подход уходит в прошлое, подчеркивает Силуанов.

Между тем комиссия не разделила 88,6 млрд руб. Из них 32,7 млрд руб. – дотации на сбалансированность бюджетов, 35 млрд руб. – субсидии на дорожное строительство, 4,2 млрд руб. – субвенции на обеспечение равнодоступности общественного транспорта, 16,7 млрд руб. – дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Эти средства будут распределены к третьему чтению бюджета в Думе. “Мы посмотрим итоги исполнения региональных бюджетов за девять месяцев, чтобы лучше определить дополнительный объем дотаций на сбалансированность”, – поясняет Силуанов.

Субсидии на строительство не разделены из-за того, что чиновники не придумали объективную методику, говорит член комиссии, сенатор Владимир Петров. Сейчас дорожные деньги делятся так, что “кто [из региона] пробил свой проект в Минфине, тот и молодец”, говорит правительственный чиновник. Если Минфин решил уйти от субъективизма, то и здесь необходима “четкая формула”, считает замминистра финансов Астраханской области Станислав Миронов. По его мнению, методика должна учитывать протяженность и качество дорог, количество транспорта и бюджетные возможности региона. Петров, представляющий Тверскую область, соглашается, что пора отказаться от непрозрачных решений. Однако он не представляет, “какая методика сможет учесть необходимость экстренного финансирования мостового перехода в Кимрах, который находится в аварийном состоянии”. Советник главы Росавтодора Андрей Меньшов сказал, что методика распределения денег на дороги готовится.

Когда субъекты Федерации сообщат Минфину, какой объем средств они направляют на поддержку бюджетов ЗАТО, Москва распределит дополнительные дотации из федерального бюджета. Матросова из “Юникона” считает двойное финансирование ЗАТО исключительно важным, поскольку иных ресурсов у 45 российских ЗАТО нет, а в них проживает 1,3 млн человек.