Простор и доступная земля


Операторы петербургского топливного рынка двинулись в Ленобласть. Петербургская топливная компания в этом году открыла в области четыре заправки и планирует до конца года построить еще пять, рассказывает замгендиректора ПТК Леонид Чурилов. А “Газпром нефть” к 2008 г. собирается увеличить количество своих заправок в области с одной до 10, говорит Александр Поважный, начальник службы общественных коммуникаций компании в Петербурге. Экспансию в Ленобласти “Газпром нефть” начнет во втором полугодии, рассказал Поважный, и собирается расширять свой бизнес как за счет строительства новых заправок, так и путем покупок готовых у местных игроков. “Шелл АЗС” в этом году впервые вышла за пределы Петербурга, открыв первую станцию в области, и сейчас приступила к освоению еще двух участков, рассказал гендиректор компании Андрей Арзамасцев. “Фаэтон” уже владеет шестью АЗС в Ленобласти и в стратегических планах компании расширение областной сети в ближайшие годы до 25–30 станций, говорит Антон Иванов, директор компании по маркетингу. Участки возле КАД присматривает и “Лукойл”, однако, как утверждает гендиректор “Лукойл – Северо-Западнефтепродукт” Владимир Калуженов, конкретных планов освоения Ленобласти у компании нет. В ТНК-BP признают, что Ленинградская область – перспективный регион, однако более приоритетным для своей компании считают Петербург.

Топливный рынок Петербурга подходит к насыщению, поэтому его участники все больше интересуются областью, говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Насыщение областного топливного рынка примерно в полтора раза ниже, чем в Петербурге, а доля крупных компаний в этом регионе меньше, чем в городе, большую часть рынка делят между собой небольшие нефтетрейдеры, пояснил через свою пресс-службу интерес топливных компаний к области Эльдар Вердиев, гендиректор “ТНК-BP Северная столица”. Конкуренция в Петербурге высока, согласен Калуженов. По его словам, за два года продажи топлива с одной городской заправки “Лукойла” снизились с 12 т до 10 т в сутки.

Не все районы хороши

Нефтетрейдерам интересна не вся область. По словам Чурилова из ПТК, заправки имеет смысл строить только около больших автомобильных трасс и в крупных городах, в остальных районах области спроса на бензин почти нет. Того же мнения придерживается Арзамасцев из “Шелл АЗС”. Он говорит, что компания в первую очередь рассматривает трассы, среди которых особенно привлекательна “Скандинавия”. Вердиев из “ТНК-ВР Северная столица” выделяет в качестве наиболее интересных направлений кольцевую автодорогу, а также будущую трассу скоростной платной дороги Москва – Санкт-Петербург, на строительство первого участка которой федеральное правительство недавно выделило средства из инвестфонда.

Некоторые заправки ПТК на областных трассах в сутки продают топлива больше, чем в среднем в городе, уверяет Чурилов. Ашихмин называет международные и федеральные трассы наиболее выгодными местами для строительства АЗС с точки зрения окупаемости. По его словам, объем прокачки на АЗС, расположенных в этих районах, может достигать 40 т топлива в день, тогда как на трассах местного значения реализуют около 5 т в день. Заправки в районных центрах, по его словам, полностью обеспечивают нужды местного населения.

Сложнее, но дешевле

Участники рынка отмечают, что в области земля под АЗС дешевле, чем в городе. Вердиев из “ТНК-ВР Северная столица” отмечает, что цена может различаться в 1,5–2 раза. А Александр Поважный из “Газпром нефти” оценивает стоимость одного областного участка в $400 000–450 000. В то время как цена на городскую землю на вторичном рынке, по словам одного из участников рынка, доходит до $1 млн. По такой же цене уходят на городских аукционах единичные участки. Правда, при продаже земли крупными лотами цена одного участка ниже. В прошлую пятницу “Лукойл” приобрел 30 участков примерно за $15 млн. Правительство Петербурга предпочитает распределять новые участки крупными лотами, которые отягощены условиями по выплате налогов в городской бюджет, говорит Ашихмин из Нефтяного клуба. Это отсекает от них небольших операторов, добавляет он.

Распределение участков в области децентрализовано и находится в руках муниципальных властей, договориться с которыми легче, чем с областным правительством, говорит директор инвестиционного департамента “Фаэтона” Антон Черняк. По словам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, полномочия по распределению участков под АЗС были полностью переданы муниципальным образованиям примерно два года назад. А раньше топливные операторы получали землю целевым назначением правительства. Теперь они самостоятельно находят участки и согласовывают строительство с местными властями, говорит Двас.

Если компания хочет построить заправку, то она должна подать заявку в администрацию МО, рассказывает чиновник еще одного муниципального образования, попросивший не называть его имени в печати. После согласований чиновники выставляют участок на торги, продолжает он.

В этом году муниципальное образование “Выборгский район” провело несколько тендеров на строительство объектов придорожной инфраструктуры вдоль трассы “Скандинавия”, рассказывает председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом Выборгского района Михаил Павлов. Участки продаются под объекты инфраструктуры, включая заправки. Точное количество проданных участков он назвать отказался.

Руководитель пресс-службы областного губернатора Валентин Сидорин сообщил, что муниципалы за два года провели “несколько десятков” таких аукционов.

Согласования на местах проходят примерно вдвое быстрее, чем с областными чиновниками, уверяет руководитель одного из петербургских топливных операторов. Да и цена выбранного участка получается значительно ниже, чем в городе, добавляет он.

Ашихмин считает, что в отличие от петербургского рынка, где полное насыщение заправками наступит примерно через два года, область еще в течение 5–8 лет останется привлекательной для строительства заправок. “В течение этого срока будет серьезно расти грузопоток на трассах, а кроме того, появится новая дорога Москва – Петербург, где конкуренция за места для строительства АЗС будет очень высока”, – прогнозирует он.