Сила слова


Как-то мне удалось пообщаться с Клаусом Бенглером, возглавляющим в BMW отдел взаимодействия человека и автомобиля. Он рассказал много интересного. Например, что уже сейчас до 40% стоимости BMW приходятся на электронные компоненты и программное обеспечение. А 90% всех нововведений, появляющихся в автомобиле, базируются на программном обеспечении и процессорах. От 50 до 70% расходов при создании нового автомобиля приходятся на программное обеспечение. А в BMW 7-й серии уже можно насчитать до 70 процессоров. А сколько процессоров в вашем ноутбуке? То-то. Правда, по мощности это не «пентиумы» и даже не «селероны». Пока.

Оказывается, на автомобили целиком распространяется знаменитый закон Мура – вычислительная мощность удваивается каждые 18 месяцев. Каждые четыре года оперативная память вашего компьютера увеличивается примерно в 10 раз. То же самое происходит и с автомобилем, только каждые семь лет! Вы только что купили себе домашнюю систему с Intel Core2 Extreme? Через 7 лет ваш новый BMW будет обсчитывать те же задачи. «По существу, современный автомобиль – это тот же компьютер, только на колесах», – заметил Бенглер.

Сначала водителям разонравилось копаться во внутренностях машины, и всю диагностику взяли на себя компьютерные системы. Сегодня хозяин BMW должен только заливать в машину бензин, масло и стеклоомыватель. В случае неисправности автомобиль сам сообщит вам об этом. Потом выросли мощность и скорость: безопасно управлять на скоростях в 150–200 км/ч в середине прошлого века могли только профессиональные гонщики. Сейчас это делает даже старушка-пенсионерка. Вернее, она крутит руль и давит на педаль газа, все остальное делают бортовые компьютеры.

Садясь за руль современного автомобиля, большинство водителей даже не догадываются, насколько их представления не соответствуют действительности. Вы давите на газ и ощущаете приятное сопротивление педали, вращаете руль и чувствуете, как проворачиваете колеса. Однако это иллюзии: в новейших автомобилях все делают сервомоторы, управляемые электроникой, а кажущееся сопротивление в руле, рычагах и педалях создают другие сервомоторы. С заносом сражается не водитель, а компьютерные системы. Они же управляют двигателем, следят за стеклоочистителями, воздухом и температурой в салоне, сцеплением с дорогой, расходом горючего и т. д.

Помимо этих необходимых систем автомобили стали обзаводиться, как бы помягче сказать, аксессуарами: вентиляцией и сервоприводами сидений, адаптивными системами освещения салона, телевизорами, игровыми приставками, массажерами и т. д. В итоге количество дисплеев и управляющих клавиш вплотную приблизилось к оборудованию пилотской кабины. Поэтому лучшие умы брошены на решение этой проблемы – в разных машинах появились джойстикоподобные системы навигации по информационным дисплеям типа I-Drive у BMW. Сейчас на стадии испытания находятся системы, способные распознавать жесты, направление взгляда и даже эмоции водителя. Если не нравится, как едет машина, можно на нее закричать и замахать руками. Она исправится. И извинится приятным женским голосом. Я сам это пробовал в новейшем BMW. Правда, пока ругаться приходится на немецком.