Старые обиды забыты


В начале года “АвтоВАЗ” и GM разругались, не сойдясь в цене, по которой российский завод должен поставлять на СП машинокомплекты Chevrolet Niva. Две недели в феврале СП не работало, но в итоге компромисс был найден. А старые обиды со временем забыты. Источник, близкий к “GM-АвтоВАЗу”, рассказал, что руководство компании предложило “АвтоВАЗу” разместить часть производства на СП.

У “GM-АвтоВАЗа” оказались свободные мощности – в частности потому, что Chevrolet Viva не приглянулась российским покупателям. “Конвейер СП сейчас недозагружен, – говорит собеседник “Ведомостей”, – его проектная мощность – до 100 000 автомобилей в год, а план на 2006 г. составляет всего 45 000–46 000”. По его словам, это предложение пока продекларировано, подробнее оно будет рассмотрено советом директоров СП 28 августа.

Представитель “АвтоВАЗа” подтвердил, что “GM-АвтоВАЗ” представил “АвтоВАЗу” “свои технические возможности по размещению производства автомобилей в рамках СП”, отметив, что завод давно ищет способы увеличения выпуска своих машин. Гендиректор СП Ричард Свандо ушел от прямого ответа. “Акционеры СП проводят регулярные встречи и обмениваются <...> идеями по поводу развития и продвижения совместного предприятия, включая оптимизацию процессов, программы повышения качества и программы развития продукции, эти идеи охватывают большой диапазон предложений”, – передал он через своего представителя.

Бизнесмен, знакомый с руководством “АвтоВАЗа”, считает, что “АвтоВАЗ” предложение СП не устроит. “Простаивающие мощности СП позволяют выпускать 50 000 машин в год, но для “АвтоВАЗа” это капля в море, на таких мощностях могут собираться только мелкосерийные модели, а для этого у завода есть свое опытно-промышленное производство (ОПП)”, – считает он. Мощности ОПП на заводе раскрыть отказались. В этом году ОПП соберет 8000 длиннобазных “Нив”, 5000 Lada Coupe и 3500 модификаций “десятого” семейства. Hyundai платит за сварку, окраску и сборку каждого своего автомобиля на ТагАЗе около $1000. “Но на “GM-АвтоВАЗе” нет сварки, – напоминает собеседник “Ведомостей”. – К тому же партнеры по СП могут договориться о любой цене сборки, поэтому, скорее всего, “АвтоВАЗу” услуги СП обойдутся дешевле”.

Конвейер СП подходит для любой модели “АвтоВАЗа”, говорит сотрудник дирекции по техническому развитию “АвтоВАЗа”, пожелавший остаться неназванным. На СП лучше собирать Lada, чем Chevrolet Viva, говорит гендиректор сети региональных автосалонов “Автотрейд” Владимир Яркин. Он говорит, что в его салонах на продажу выставлено по 30–40 вазовских машин, но каждый мог бы продать и 100–150. “У нас огромный неудовлетворенный спрос на автомобили Lada”, – соглашается с ним директор по маркетингу питерского филиала компании “Автомир” Виталий Новиков. При этом дилеры хотели бы, чтобы это были автомобили семейства Samara, прежде всего Lada 2114 и 2115, или “десятки”. “Только в Питере можно было бы продать на 10 000 “четырнадцатых” и “пятнадцатых” в год больше”, – уверяет Новиков из “Автомира”.

Аналитик “Атона” Татьяна Капустина говорит, что вариант размещения заказов на СП устроил бы как “АвтоВАЗ”, испытывающий дефицит мощностей, так и “GM-АвтоВАЗ”, который сократил бы свои потери от простаивающих мощностей. “Зачем выводить производство на географически неудобно расположенный по отношению к “АвтоВАЗу” “ИжАвто”, если рядом есть свободная площадка?” – рассуждает она. При этом Капустина считает, что партнерам будет трудно договориться о вознаграждении: “Каждому из них будет казаться, что он больше теряет и меньше приобретает на этом сотрудничестве”.