ВЕКТОР


Крупнейшие российские операторы сотовой связи – МТС, “Вымпелком” и “Мегафон” – меняют маркетинговую тактику. Раньше они наперегонки привлекали абонентов, изобретая и предлагая им новые тарифы, бесплатные минуты, дополнительные sim-карты и т. д. Теперь все по-другому. Рынок насыщен, новых абонентов почти нет, зато есть 140 млн старых, за которыми надо ухаживать, чтобы не сбежали к конкуренту. Этим операторы и занимаются, используя методы нестандартные, но похожие на методы конкурентов. В последнее время они решили повысить свою репутацию в среде музыкальных фанатов. В июле МТС привезла для выступления на Красной площади небезызвестную латиноамериканку Шакиру и группу Black Eyed Peas. “Вымпелком” не заставил себя долго ждать – он объявил, что в ближайшее время все же привезет в Россию Мадонну, чей ранее запланированный московский концерт сорвался. Афиши, рекламирующие шоу Мадонны, по столице уже расклеены. “Мегафону” пока трудно состязаться со своими более крупными конкурентами в организации крупномасштабных акций, но и он не остается в стороне от музыкальных событий: именно этот оператор в прошлом году спонсировал московское клубное выступление популярной британской группы Franz Ferdinand. Осталось лишь выяснить, насколько эффективны эти мероприятия с точки зрения бизнеса. Ведь неизвестно, вспомнят ли абоненты о концертах, организованных их оператором, если им вдруг разонравится тариф или качество обслуживания.

Преображение “Евраза”

Вчера Evraz Group объявила о завершении сделки по продаже 41,3% акций губернатору Чукотского автономного округа Роману Абрамовичу. Его структура Greenleas International Holdings приобрела у основателя “Евраза” Александра Абрамова и председателя совета директоров компании Александра Фролова 50% долей кипрской компании Lanebrook, которой те предварительно передали свои 82,6% акций Evraz Group. Появление несколько месяцев назад информации об этой сделке вызвало волну предположений, какие еще активы в сталелитейной отрасли может приобрести Абрамович. Назывались самые разные варианты – от объединения с российскими производителями (к примеру, “Металлоинвестом”) до оказания помощи владельцу “Северстали” Алексею Мордашову в поглощении сталелитейной компании номер два в мире – Arcelor.

Причина этих изысканий лежит на поверхности. Абрамович не принадлежит к предпринимателям, которые всю жизнь владеют одним и тем же активом. Его кредо – за несколько лет максимально нарастить капитализацию компании, а затем продать. Так что теперь от “Евраза” стоит ждать увеличения активности на рынке слияний и поглощений. Вряд ли Абрамович захочет самостоятельно инвестировать в другие сталелитейные компании.

Правда, совершить молниеносное вторжение в отрасль у Абрамовича не получилось. Ведь в итоге ни “Евраз”, ни он не приняли участия в сделке с Arcelor. А Мордашов в одиночку не смог противостоять лидеру отрасли – Mittal Steel. Но можно быть уверенным, что разовая неудача не отбила у хозяев “Евраза” стремления расширить империю. Не в нынешнем году, так через несколько лет компания наверняка в несколько раз увеличит и объемы производства, и капитализацию. Иначе придется признать, что инвестиции Абрамовича в сталь оказались неудачными.

Сотовые фанаты