Вне зоны доступа


Я в театре», – вдруг задушевно произносит зритель, сидящий в первом ряду партера. «Вот она – сила искусства!» – думает стоящий в этот момент на сцене Олег Меньшиков. «Перезвоню после спектакля», – вкрадчивым голосом продолжает зритель в микрофон гарнитуры мобильного телефона.

Пару лет назад актер рассказывал эту историю с улыбкой, однако с каждым годом количество зрителей, упорно не выключающих мобильные телефоны в театрах, растет. И даже если звонок телефона отключен, по количеству светящихся в темноте зала экранчиков сегодня можно с точностью определить, увлекательный спектакль или неинтересный: чем скучнее, тем больше зрителей коротает время в ожидании антракта при помощи игр или SMS-ок.

Начало войны против мобильников в театре объявил в 2004 году знаменитый актер, руководитель лондонского театра Old Vic Кевин Спейси. Во время одного из спектаклей он услышал звонок и, прервав игру, обратился к владельцу телефона: «Скажи, что мы заняты». Позже в эфире BBC Спейси объявил Old Vic зоной, свободной от мобильной связи. «Мы не желаем слышать звонки во время спектакля. Но еще меньше хотим видеть зрителей, которые, когда звонит их телефон, делают вид, что не имеют к нему отношения. Если люди не умеют себя вести, пусть вообще не ходят в театр», – эти слова Спейси вызвали шквал возмущения.

Аргументы его оппонентов были следующими. Во-первых, владелец мобильного телефона должен быть уверен, что близкие смогут с ним связаться при любых обстоятельствах, в том числе и в театре. Во-вторых, срочная медицинская помощь может понадобиться кому-либо из зрителей. Конечно, на оба этих аргумента легко возразить (у каждого телефона, например, помимо звонка есть и вибрационный сигнал), но в любом случае спор носил теоретический характер. Универсальный способ решить проблему звонков во время спектакля – поставить в театре электронную «глушилку» – даже не рассматривался. Ведь в Великобритании (как, кстати, и в России) использование подобных устройств без разрешения (которое, как правило, выдается лишь органам безопасности и спецслужбам) строго запрещено. Попытка владельцев сети ирландских кинотеатров Ward Anderson установить в своих залах «глушилки» привела к тому, что руководству был предъявлен ультиматум: либо удалить это оборудование, либо получить повестку в суд – и в результате все равно его демонтировать, но после уплаты штрафа в размере 25 000 евро. Вскоре в кинозалах вновь зазвучали рингтоны.

Франция стала первой страной в Европе, официально разрешившей в 2004 году владельцам театров, кинотеатров и концертных залов устанавливать устройства, создающие радиочастотные помехи. В законе оговаривается, что посетителям должна быть обеспечена возможность позвонить на телефоны служб спасения, а действие устройства не должно распространяться за пределы зрительного зала. Возможно, что в скором времени к Франции присоединится и Америка. В декабре 2005-го Национальная ассоциация владельцев кинотеатров потребовала от Федеральной комиссии по коммуникациям внести в закон поправку, разрешающую установку «глушилок». Причины носят экономический характер: в 2005 году продажи билетов в американские кинотеатры упали до самого низкого за последние 8 лет уровня. В результате социологического опроса, проведенного по заказу Ассоциации, выяснилось, что одним из главных раздражителей для зрителей являются именно звонки мобильных телефонов. Однако операторы сотовой связи тут же представили довод: ежедневно в службы спасения и скорой помощи поступают 100 000 звонков с мобильных, и лишать пользователей возможности использовать беспроводные средства связи опасно.

Как показывают результаты недавнего социологического опроса, проведенного ROMIR Monitoring, мобильные телефоны во время фильмов, спектаклей или концерта выключают лишь 53% респондентов. Эту проблему некоторые театры решают самостоятельно. В начале прошлого сезона сотрудники новосибирского «Глобуса» сообщили, что в зале театра установлена «глушилка». «Об отсутствии связи мы предупреждаем при помощи объявления в фойе, а также обращаясь перед началом спектакля к публике. У немногих зрителей это вызывает недовольство, однако большинство относятся с пониманием», –рассказывает главный администратор «Глобуса» Иван Ожигин. Прежде чем пойти на этот шаг,дирекция обратилась за консультацией в Союз потребителей РФ, который признал право театра на установку устройств с целью сохранения художественной целостности спектакля. За год, который «Глобус» провел в тишине, претензий со стороны госучреждений непоступало.