Западно-восточный диван


Мода на этнику накрыла Россию в середине девяностых: оказалось, что в мебельных магазинах, сувенирных лавках, на блошиных рынках Европы, Азии и Африки есть много чего интересного и, главное, нужного в хозяйстве. Угандийские маски, китайские циновки, индонезийские комоды – публику бросало из крайности в крайность. «Чуть ли не каждый второй заказывал вместо гостиной японский сад камней, а на балконе просил соорудить марокканскую кальянную, – вспоминает Юлия Скилова, дизайнер бюро Papillon. – Клиенты героически пытались обедать на корточках, сидеть на китайских скамеечках за низкими чайными столиками. О том, что эта мебель создана для людей меньшего роста, мало кто задумывался».

Но теперь все больше любителей этники осознают, что цельность стиля не главное: хорошо когда всего понемногу – разумный фьюжн. Комод из Прованса, китайская ваза и грузинские кованые вещи на стене, умело подобранные декоратором, будут смотреться не хуже, чем аутентичная японская спальня с татами, на которых с непривычки крайне неудобно спать: лучше все-таки ограничиться вкраплениями этнических элементов.

Существенная деталь: что покупать – настоящие этнические вещи или те, которые стилизованы под них? Ведь многие вещи давно уже поставлены на поток крупными европейскими и американскими производителями. Выбор в данном случае – дело вкуса: в настоящих вещах ценится аура подлинности, произведенные на крупных фабриках отличает качество. Дизайнеры адаптируют этническую мебель к нашим вкусам, примерно как европейские повара – китайскую кухню: чтобы не было риска отравиться неведомыми специями. Меняются не только размеры, но и материалы, ведь соломка, рисовая бумага, некоторые сорта дерева не выживают в северных условиях. «Был клиент, который заказал покрытие для пола из редкого африканского дерева, – рассказывает Юлия Скилова. – Доски рассохлись – оказалось, у нас тут неподходящая влажность. Поставили увлажнители. Тогда доска вздулась – пришлось ее подрезать, чтобы встала правильно. В общем, два года боролись с этим африканским паркетом». Странно выглядит в наших широтах средиземноморский мраморный пол – пусть он с подогревом, но все равно создает ощущение холода. Не рекомендуют дизайнеры легковесные бумажные ширмы и декор из бамбука – особенно в загородных домах, где за окном сосны и березы. Да и мода на «африканщину», «арабщину» и «азиатчину» по большому счету проходит, теперь в чести крестьянский стиль: изразцовые печи, деревянные дома.

Предметы быта из русских деревень начали появляться в городских квартирах еще в начале 60-х: люди стали больше путешествовать по стране. Прялки и расписные доски любили покупать иностранцы: для них они не хуже, чем иконы, зато вывозить из СССР можно было без проблем. Московский искусствовед Марина Лошак декорировала свой загородный дом городецкой ручной росписью: «Настоящая редкость – доски, которые украшали фасады домов с начала девятнадцатого до начала двадцатого века. После революции эта традиция прекратилась, теперь найти их непросто. Ездим по деревням Русского Севера, собираем. Они отлично сочетаются с досками из Финляндии, Швеции и Украины».

Если мебель лучше покупать адаптированную, то элементы декора должны быть аутентичными. Сувенирные лавки обойдите стороной: настоящего ценителя ждут не только блошиные рынки, но и супермаркеты – места, где предметы быта покупают местные жители. Наборы палочек для еды или занавеска из пластиковых шариков, купленные в пекинском универмаге, – это ли не настоящее этно? А потрепанный набор для игры в маджонг, выкупленный у китайских пенсионеров прямо с игрового стола, или огромный глиняный горшок, который вам уступили в поволжском провинциальном городке за тридцать рублей, станут отличным дополнением к дизайнерскому гарнитуру от Roche Bobois, выполненному в азиатском стиле.