Кинокомпас Локарно


“Золотого леопарда” (и чек на 90 000 швейцарских франков) жюри присудило в этот раз швейцарско-немецкому фильму “Девушка” (Das Fraeulein). Так что приз остался дома – режиссер фильма Андреа Стака, дочь эмигрантов из Югославии, родилась в Люцерне. И тему, которую выбрала для фильма, изучила не понаслышке. Героиня ее фильма тоже родом из Югославии, но обосновалась в Цюрихе и даже завела свое дело – держит кафе. Живет она в полном одиночестве, уже ни о чем не мечтает и даже ест, скорее, по привычке, нежели для удовольствия. Право, если бы изобрели таблетки, вовсе заменяющие пищу, она бы перешла на них. Вот так она и проводит жизнь без цели и надежд, пока к ней на работу не устраивается красивая молодая девушка, эмигрантка из Сараева. У нее своя история, своя печальная судьба, но она, как молния, пронзает однообразный мир хозяйки кафе, и в ее глазах появляется утраченный огонь. Вот это, пожалуй, самое интересное в картине – как на наших глазах героиня вырывается из своего загробного царства, живой труп снова возвращается к жизни. И это нельзя не поощрить.

А вот певцу и музыканту, герою кубино-испанского фильма “Эль Бенни” (El Benny), шансов не оставалось. Репетиции и выступления в барах, пьяные вечеринки и хождения по ночным клубам – так прошла жизнь человека, обладавшего уникальным голосом, но не смогшего его сберечь. Став алкоголиком, всенародный любимец еще пытается петь, но без рома он больше не может и в 47 лет спивается окончательно, оставив неутешными вдову и поклонников. Резким контрастом общему настрою фильма служат знаменитые кубинские автомобили – гигантские, каких-то необыкновенных цветов вроде розового, с огромными птицами на капоте.

Однако по степени депрессивности кубинский фильм далеко отстал от своих соседей по конкурсу. Чего стоит, например, немецкая картина “Узники” (Gefangene), сделанная молодым шотландским режиссером Яном Дилфи (Iain Dilthey). В квартиру одинокой преподавательницы биологии, чьи окна выходят на тюрьму, заявляется сбежавший заключенный и начинает ее всячески угнетать. На игре в садо-мазо, оказывается, можно выстроить фильм! Героине становится интересна роль жертвы, а когда дело доходит до сексуальных отношений, то на лице ее можно прочитать лишь огорчение от их миниатюрного размаха. Да и кавалер у нее худющий, небритый, нос вот-вот перевесит голову – плохонький, а свой. До чего людей доводит одиночество и как из него выйти, кто какой способ подыскал – вот основной мотив многочисленных фильмов фестиваля в Локарно.

На этом фоне жизнь героев фильма Андрея Эшпая “Многоточие” выглядит весьма праздничной. Героиня фильма – известный советский скульптор 60-х годов. Экзотическая студия-фабрика, где она работает над гигантской статуей Ленина, обильно населена помощниками, чадами и домочадцами. Но в жизни советской элиты тоже есть душевные волнения. Актриса Евгения Симонова, владеющая виртуозной техникой оттенков и умеющая выразить самые мимолетные чувства, блестяще справляется с ролью. Однако даже ювелирная игра актрисы и экзотика материала не прикрывают слабость драматургии, а серия изысканно снятых эпизодов не выстраивается в логику судьбы, наблюдать за которой равнодушно было бы невозможно. Фильм Эшпая все же был отмечен альтернативным молодежным жюри и жюри Европейской конфедерации художественного кино (CICAE).

По-настоящему гордо флаг российского кино держал в этом году Александр Сокуров, получивший “Почетного леопарда” за вклад в искусство кино. На знаменитой городской площади старого Локарно, где под открытым небом показывают зрелищные фильмы для 7000 зрителей, демонстрировался и знаменитый “Русский ковчег” Сокурова, снятый в Эрмитаже за одну ночь одним планом. Кроме того, петербургский режиссер показал свою новую документальную картину “Элегия жизни. Ростропович. Вишневская” – портрет двух гениев, живущих вместе. Высокий полет Сокурова-документалиста отметили все.