Лучше с хлебом


Братья Грэм и Алан Райт получили в наследство небольшую и не слишком успешную компанию, специализирующуюся на торговле морепродуктами. К счастью, они сообразили, что заработают больше, если станут производить сэндвичи, и перепрофилировали семейный бизнес. С тех пор оборот их компании Freshway Foods вырос в 20 раз и достиг 20 млн фунтов стерлингов (примерно $38 млн), а число сотрудников – впятеро до 310 человек.

Сейчас Freshway Foods поставляет сэндвичи в четыре из 10 крупнейших розничных сетей Великобритании. В том числе в розничные сети Sainsbury, Asda и сети автозаправочных станций Shell. Компания также поставляет наполнители в кафе и рестораны, например в сеть Welcome Break and Greggs.

Лишь часть продукции Freshway Foods продается под собственным брендом. Братьев Райт ничуть не смущает, что на большей части продукции стоят логотипы их клиентов. “Так мы больше зарабатываем, – говорит Грэм Райт. – У нас есть долгосрочная стратегия развития собственного бренда, но ее воплощение потребует финансовых ресурсов. Нас вполне устраивает, что нам доверяют крупные британские ритейлеры”.

В апреле 2006 г. компания Freshway Foods стала производить отгрузки круглосуточно, семь дней в неделю. Ее фабрика в Волверхэмптоне способна изготовить до полумиллиона сэндвичей в неделю.

Сэндвич, названный так в честь Джона Монтагю, четвертого графа местечка Сэндвич, по-прежнему остается самой популярной британской едой. В год британцы съедают 2,4 млрд штук на 3,5 млрд фунтов стерлингов. Лишь 20% всех сэндвичей производится фабричными методами, однако в британской отрасли производства и продаж сэндвичей занято больше людей, чем в сельском хозяйстве.

“Не может быть ничего проще обыкновенного сэндвича, – говорит Грэм Райт. – Но ежедневная доставка высококачественных и свежих сэндвичей покупателям – это необыкновенно сложный процесс”.

Сейчас Freshway Foods производит 48 разных видов сэндвичей, которые отличаются друг от друга рецептурой и упаковкой. Но владельцы компании ни на минуту не ослабляют внимания, чтобы не пропустить изменения предпочтений потребителей. Компания тратит сотни тысяч фунтов стерлингов в год на маркетинговые исследования, говорит Грэм.

Вдобавок к этому компания проводит регулярные “общественные пробы”. Она приглашает 120 британцев из разных слоев общества попробовать различные варианты сэндвичей и наполнителей и учитывает их реакцию в процессе разработки новых продуктов. “Дело вовсе не в желании создать очередной нишевый продукт. Но мы не можем позволить себе смотреть на мир с точки зрения производства. Мы должны делать то, что востребовано потребителями”, – говорит Алан Райт.

Братьям Райт по-прежнему принадлежит 100% акций компании. Если Грэм концентрируется на производстве, то Алан занимается маркетингом и продажами, но при этом между ними не возникает разногласий.

Своей главной задачей оба брата считают сохранение атмосферы маленькой семейной компании даже в условиях быстрого роста. “На ранних этапах мы считали семейную атмосферу скорее своим слабым местом. Но теперь изменили свою позицию”, – говорит Алан Райт. Он уверен, что семейные ценности помогают им сплотить коллектив и направить его в сторону достижения общих целей.

Большинство сотрудников Freshway Foods занято относительно простым физическим трудом. Поэтому вопрос мотивации персонала далеко не праздный для владельцев компании.

Ответить на него помогает постоянное внимание к обучению персонала. “Мы не хотим быть крупнейшим производителем, но мы хотим быть лучшими, – говорит Грэм Райт. – В этом нам помогает процесс непрерывного совершенствования и тренинги”. Например, в ближайшие 18 месяцев всем сотрудникам Freshway Foods предстоит пройти серию тренингов и тестов National Vocational Qualification.

Укладывание долек помидора на бутерброд в условиях конвейера не самая стимулирующая работа, допускает Грэм. “Но мы стараемся показать сотрудникам, что эта работа очень важна, потому что любая небрежность может нанести непоправимый урон нашей репутации”, – добавляет он.

Поэтому компания исповедует политику взаимоуважения и открытости в отношении с персоналом. В Freshway Foods ни одно совещание не проводится за закрытыми дверями. Примерно раз в два месяца директора приглашают сотрудников на открытый форум, где каждый из них может высказать свои сомнения или предложения по улучшению рабочих процессов. На последнем таком собрании было предложено по крайней мере 28 существенных улучшений, говорит Грэм: “Через полтора месяца мы связываемся со всеми без исключения рационализаторами и говорим им, что мы думаем по поводу их предложений”. Естественно, далеко не любая идея принимается на ура, но ни одно предложение не остается без ответа.

Именно предложения рабочих привели к тому, что после недавней модернизации производственных мощностей в Волверхэмптоне на фабрике появились новые раздевалки, душевые и большая столовая, в которой предлагают не только сэндвичи местного производства. (FT, 1.07.2006, Ирина Окунькова)