Молву деньгами не измеришь


Музыкантам группы The Scene Aesthetic Эрику Боули и Эндрю де Торресу всего по 20 лет. Но они уже могут чувствовать себя настоящими звездами. Правда, хорошо известны они только в Интернете и больше почти нигде. “Мы существуем в Интернете”, – говорит Боули. Именно он разработал стратегию продвижения группы на “народных” сайтах, предоставляющих свободное дисковое пространство, таких как MySpace.com. Только на этом ресурсе страничку группы посетили около 2,3 млн пользователей за прошедший год, а 124 000 человек зарегистрировались как друзья. На сайте PureVolume.com, где музыканты могут выкладывать свои песни, их альбом Building Homes from What We’ve Known прослушало 1,3 млн фанатов. На сайте YouTube.com около полумиллиона человек просмотрели пока единственный видеоклип группы.

Впрочем, Боули и де Торрес за все просмотры и прослушивания не получают ни цента. Фанаты не могут загружать музыку и клипы с этих сайтов, но могут смотреть и слушать сколько угодно. Музыканты не богаты, во время гастролей им нередко приходится ночевать у своих фанатов, но их музыка тем временем находит миллионы новых поклонников в виртуальном мире. И все это без единой студийной записи или ротации на радио. О подобном признании в реальном мире многие артисты могут только мечтать.

Групп, подобных The Scene Aesthetic, в Интернете тысячи. Используя баннеры, партнерские и дружеские сайты и разрешая бесплатные скачивания, музыканты приобретают новых и новых поклонников и фанатов и в буквальном смысле слова дарят им свое творчество. Но лишь единицы добиваются заметной популярности. Бретт Войтински, партнер и генеральный директор компании Unborn Media, которая владеет порталом PureVolume.com, говорит, что около 300 000 групп выкладывают свою музыку на их сайте. Но лишь 2% песен бывают прослушаны более 5000 раз.

The Scene Aesthetic сумела занять лидирующую позицию, потому что была одной из первых. Боули разместил песню группы на своей странице на сайте MySpace.com в начале 2005 г. задолго до того, как подобная тактика стала массовой. Популярность не заставила себя ждать. Для 16-летней Ханны Рейхенсбергер, жительницы небольшого провинциального городка, это была любовь с первого клика – ролик группы она впервые увидела в живом журнале подруги. “Стихи у них просто потрясающие. – Тут Ханна делает театральный вздох. – Я их обожаю”. Но пока миллионы виртуальных друзей и поклонников не приносят музыкантам ни цента прибыли.

Возникает вопрос: как же тогда измерить успех? Если считать популярность мерой успеха, то Интернет с его требовательной публикой – это лучший способ ее измерить, утверждает Дэвид Белл, профессор маркетинга в школе бизнеса Wharton. Но еще совсем недавно количество прослушиваний песни с веб-сайта ни для кого кроме музыкантов ничего не значило. Но сейчас подобные цифры маркетологи используют в качестве инструмента измерения молвы, от которой зависит эффективность рекламных стратегий.

Обычно в этот момент на сцену выходит звукозаписывающая компания. Но руководители известных лейблов скептически смотрят на подобное сотрудничество. И число музыкантов в Интернете, и качество виртуальной музыки вызывают лишь усмешку, как, впрочем, и высокий трафик. “Нас не проведешь, скажем, числом “друзей”, так как все эти данные легко фальсифицировать”, – утверждает Адам Фаррелл, глава отдела интернет-маркетинга компании Matador Records. Например, хорошо известны специальные компьютерные программы, способные многократно заходить на один и тот же сайт и искусственно поднимать рейтинг музыканта.

Брэндан Меткаф, друг Боули и де Торреса и владелец небольшого лейбла Destiny Worldwide, готов поклясться, что его подопечные – The Scene Aesthetic ничем подобным не занимаются. Группа активно продвигает себя в виртуальном мире, используя рекламные баннеры на дружеских сайтах, а не программы-роботы для поднятия рейтинга. Виртуальные поклонники могут приносить деньги, но только в том случае, если их удастся привлечь на вполне реальные концерты. Именно концертные сборы составляют основной источник доходов музыкантов в США. Этим летом The Scene Aesthetic устроила своим фанатам проверку, проехав по Америке с концертным туром. Они рекламировали свои выступления на MySpace.com, бронировали билеты с помощью знакомого агента и выступали в небольших залах и клубах.

Если вечер был удачным, на концерт приходило около 200 человек, каждый из которых платил $5–10 за билет. Одно выступление приносило The Scene Aesthetic и еще двум группам, которые также участвовали в концертах, около $600 плюс деньги, вырученные за продажу футболок и дисков (Меткаф уверяет, что футболок они продают больше, чем дисков). Это немного, но на жизнь хватает, говорит Боули. Когда у них не было денег заплатить за отель, фанаты с удовольствием приглашали их переночевать у себя дома. “Ребята звали нас в гости прямо на концертах”, – вспоминает Боули.

Такие личные отношения – еще одно преимущество популярности среди пользователей Интернета. Если когда-то общение музыкантов и поклонников сводилось к монологу, то теперь благодаря форумам и конференциям это общение превратилось в диалог. Побывав на концерте The Scene Aesthetic, подростки возвращаются домой, к компьютеру и Интернету. После одного из концертов одна горячая поклонница группы оставила на сайте следующее сообщение: “Сегодня вечером вы играли просто потрясающе! Обязательно приезжайте к нам еще!!”

Поэтому даже известные группы приходят в Интернет, чтобы создать такие отношения со своими фанатами, особенно молодыми. Дальше успех будет зависеть от активности музыкантов в Интернете. “Обычные группы не похожи на те, что популярны в Интернете, – говорит Фаррелл, – но они тоже хотят добиться признания у пользователей Всемирной сети”.

С помощью Интернета можно увеличить и продажи CD-дисков. Джастин Райс и Кристиан Раддер из группы Bishop Allen решили ежемесячно выкладывать на своем сайте по четыре новые песни в течение года. В результате фанаты из всех уголков Америки возвращаются с желанием и дальше слушать эту музыку. В среднем за месяц они продают около 1500 компакт-дисков по $5. С одного диска музыканты получают $3,70, а за год каждый из них должен получить по $35 000.

Пусть не слишком роскошно, зато “мы можем прожить только за счет своей музыки”, говорит Райс. Даже после успешного летнего турне Боули все еще не может поверить в успех своей группы: “Я и не думал, что через пару лет после окончания школы буду гастролировать по стране с группой, которую создал сам”. (WSJ, 9.08.2006, Полина Михалева)