Тайна фрау Шикеданц


KarstadtQuelle, основанная родителями Шикеданц, является одним из крупнейших торговых концернов Европы. Ему принадлежат 85 универмагов, расположенных практически во всех крупных центрах Германии, а также 12 спортивных магазинов, 25 служб заказов товаров по почтовым каталогам и 50% акций в агентстве Thomas Cook. В 2005 г. выручка KarstadtQuelle составила 15,8 млрд евро. Однако компания столкнулась с проблемами: себестоимость растет, а доходы снижаются.

Доля семьи Шикеданц в компании стремительно увеличивается: она выросла до 58,2% по сравнению с 42% в 2004 г. и 36% в 2002 г. Но фрау Шикеданц, которой уже 62 года, редко появляется на публике, не посещает собрания акционеров, и неудивительно, что она предпочла оставить участников фондового рынка в недоумении по поводу мотивов своих действий. Одни предполагают, что она хочет найти покупателя на семейный пакет акций компании. Его стоимость сейчас составляет около 2,21 млрд евро. Другие говорят, что она может вывести акции компании с биржи и распродать ее по частям. Впрочем, третьи уверяют, что она планирует сохранить свои акции в надежде на то, что попытки компании выпутаться из нынешнего кризиса удадутся. Если вдруг KarstadtQuelle начнет снова выплачивать дивиденды, Шикеданц и члены ее семьи получат внушительную выгоду.

Сама фрау Шикеданц от комментариев отказывается. “Она купила акции по очень выгодной цене, – говорит источник, хорошо знакомый с делами компаниями. – Она доверяет менеджменту и сейчас скорее всего просто ждет, пока компания выздоровеет. А затем она примет решение”. Какой бы ни была ее цель, увеличение семейной доли в компании оказалось очень разумной инвестицией. Значительная часть акций была куплена в декабре 2004 г. по цене 5,75 евро за акцию. А в минувшую пятницу на Франкфуртской бирже акции KarstadtQuelle котировались по 15,01 евро за штуку, хотя еще год назад стоили меньше 13 евро. Акции компании стали популярными среди американских и британских инвестиционных фондов, которые полагают, что Шикеданц что-то задумала.

Роль для мужа

Karstadt была основана 125 лет назад. В 1999 г. компания объединилась с Quelle, крупной фирмой почтовых заказов, основанной отцом Маделяйн Шикеданц в 1927 г. Штаб-квартира объединенной компании находится в Эссене, в знаменитом промышленном районе Германии – Руре, а львиную долю ее доходов приносят продажи в Германии.

В последние годы KarstadtQuelle приходилось несладко: выручка падала, маркетинг прихрамывал, менеджмент постоянно менялся, себестоимость быстро росла. В итоге убыток в 2005 г. составил 316,5 млн евро. В мае 2005 г. фрау Шикеданц пригласила на должность гендиректора Томаса Мидделхоффа, который когда-то управлял издательским концерном Bertelsmann. Шикеданц знала его лично, поскольку Bertelsmann и KarstadtQuelle совместно владели типографией, печатавшей каталоги Quelle. В начале 2006 г. Мидделхофф назвал увеличение доли Шикеданц в компании “свидетельством доверия”. Он также не исключил возможности полного выкупа компании семьей основателей.

Шикеданц, единственная наследница отцовского бизнеса, родилась в бомбоубежище в Нюрнберге в 1943 г. Она училась экономике, но не получила никаких дипломов. Нынешние и бывшие топ-менеджеры KarstadtQuelle говорят, что она не вмешивается в повседневную работу компании. Даже высшее руководство концерна встречается с Шикеданц не чаще раза в квартал и не представляет ей никаких регулярных отчетов. Во время редких встреч с директорами она часто предваряет свои выступления замечанием, что ничего не понимает в делах, о которых идет речь. “Это, конечно, неправда”, – говорит один из менеджеров компании. В наблюдательный совет компании – немецкий аналог совета директоров – вместо Шикеданц обычно входит ее муж. Всего их было три. Сейчас в совете ее нынешний муж – бывший директор Quelle во Франции Лео Херл.

Обещания инвесторам

Аналитики ожидают, что Шикеданц вот-вот возобновит скупку акций компании. Впрочем, растущие котировки делают этот проект все более дорогим, в то время как компания активно работает над ошибками. В марте было объявлено о продаже большей части недвижимости, что позволило расплатиться по долгам. Компания также продала 74 магазина и несколько специализированных торговых сетей. На рынке полагают, что KarstadtQuelle стоит сосредоточиться на увеличении выручки и прибыли в ее главных дивизионах – в универмагах и в услугах почтовых заказов. Пока что оба подразделения не блещут: в I квартале 2006 г. общая выручка компании уменьшилась на 3,9%, при этом выручка почтового дивизиона упала на 7,9%. “Выручка универмагов должна снова начать расти”, – уверен Юрген Эльферс, франкфуртский аналитик Commerzbank. Он ожидает позитивного эффекта от чемпионата мира по футболу и рекламной кампании по поводу юбилея Karstadt. Домыслы вокруг будущего KarstadtQuelle часто касаются и перспектив возможных слияний. Например, слияния Karstadt с похожим подразделением немецкой Metro – Kaufhof, а также слияния Quelle с аналогичной почтовой службой La Redoute, принадлежащей французской PPR.

На недавней встрече с инвесторами Мидделхофф заявил, что его задача – оправдать инвестиции семьи Шикеданц. Он установил для себя цель: цена акций KarstadtQuelle к 2008 г. должна превысить 30 евро. (FT)