ЦБ снизил инфляцию


Проект “Основных направлений...”, имеющийся в редакции, будет внесен в Думу вместе с проектом бюджета-2007. Подготовленный ЦБ документ не расходится с макроэкономическими прогнозами правительства. Центробанк в своих расчетах опирается на те же три сценария при средней цене нефти Urals $45, $61 и $75 за баррель. Как и правительство, верставшее бюджет-2007 исходя из второго варианта, ЦБ тоже считает его основным для прогноза денежных агрегатов и платежного баланса страны (см. таблицу). Этим вариантам соответствует рост ВВП на 5–6,4%.

Главной проблемой для ЦБ останется дорогая нефть, вынуждающая его скупать валютную выручку экспортеров, печатая взамен рубли. За первые шесть месяцев интервенции ЦБ составили $57,3 млрд, говорится в документе. При запланированном увеличении денежной массы на 19–28% за год фактически она к началу июля превышала значение на 1 июля 2005 г. почти на 44%.

Справиться с этим ЦБ рассчитывает за счет ускорения экономического роста и дедолларизации экономики. Это повысило спрос на деньги и замедлило скорость их обращения. ВВП в первом полугодии вырос на 6,3% против 5,4% за тот же период 2005 г. “Мы констатируем рост спроса на деньги”, – говорит директор департамента ЦБ Вячеслав Моргунов. Новая оценка роста денежной массы (М2) на 2006 г. повышена до 32–36%. Моргунов связывает это явление с ускорением роста ВВП (прогноз на 2006 г. – 6,1%) и “более интенсивной, чем предполагалось, дедолларизацией экономики”. Поэтому, хотя инфляция в январе – июле составила уже 7,1%, ЦБ по-прежнему “считает вероятным выполнение целевого ориентира” на этот год в 8,5%. Правительство еще два месяца назад скорректировало ожидаемый рост цен до 9%.

Зато на следующий год ЦБ поставил себе цель 6,5–8% инфляции, такой же прогноз и у правительства. “Ожидаемое снижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процесса дедолларизации экономики обусловили оценку прироста спроса на деньги по агрегату М2 в 2007 г. в интервале 19–28%”, – говорится в “Основных направлениях...”. По основному сценарию ($61 за баррель) этот прирост приблизится к верхней границе.

Центробанк правильно подметил тенденции, но ориентиры указал все равно нереальные, считают эксперты. Дедолларизация играет существенную роль в росте денежной массы, говорит руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Если в следующем году цены на нефть и давление валютного рынка на рубль сохранятся, рассуждает чиновник, дедолларизация экономики продолжится, хотя и не столь интенсивно. Это будет стимулировать рост денежной массы, и “уложиться в 19–28% [ЦБ] вряд ли сумеет”. В этом году денежная масса превысила назначенные рамки, потому что стоимость нефти превзошла все ожидания, констатирует начальник аналитического управления казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев.

У ЦБ не слишком много возможностей для маневра в управлении денежной политикой, говорит Кащеев: “Рефинансирование не работает, объем эмиссии зависит от экспорта, а М2 – от активности банковской системы”. В 2007 г. мало что изменится: ключевая роль в борьбе с избытком денежного предложения останется за стабфондом, говорится в “Основных направлениях...”. Документ, по мнению Кащеева, показывает, что политика ЦБ не изменится: “Опять будут искать золотую середину между инфляцией и укреплением рубля”. Он не берется предсказать, смогут ли власти уложиться в 8,5% инфляции: “Это [прогноз инфляции] скорее пожелания ЦБ”.

Это абсолютно не реалистично, учитывая, что бюджет сверстан с увеличением доли расходов в ВВП, категоричен главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. По его мнению, в борьбе с инфляцией от ЦБ сейчас мало что зависит. Например, нынешним летом потребительские цены росли относительно быстро, несмотря на укрепление рубля, а программа по М2, наоборот, резко не выполняется.