ЦИТАТА НЕДЕЛИ


На прошедшей неделе Генпрокуратура сообщила, что строителей Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга ждет проверка с участием прокуроров, МВД и специалистов антимонопольной службы. У прокуроров возникло подозрение, что цены на жилье в этих регионах не рыночные, а искусственно завышенные, а в результате национальный проект “Доступное жилье” трещит по швам.

Проверка продлится до декабря, но уже сейчас можно предугадать ее результаты. Доказать ценовой сговор строителей не удастся: руководитель антимонопольной службы уже предупредил, что для этого нужны письменные улики, но кто же будет их оставлять? Цены на жилье поднимаются регулярно, но вовсе не одновременно, так что и с косвенными доказательствами будет проблема. Зато в ходе этой проверки правоохранительные органы и ФАС смогут получить тщательно скрываемую застройщиками и девелоперами информацию о реальной себестоимости жилья. Например, исследование этого вопроса, проведенное “Ведомостями” в марте, показало, что себестоимость строительства квадратного метра “панели” в Москве – никак не выше $1900. Правда, при должном любопытстве проверяющие смогут узнать из отчетности некоторых строительных компаний, что продаются их новостройки по цене, близкой к себестоимости и довольно далекой от цен в рекламных объявлениях. А прибыль у самих компаний остается совсем небольшая (и налоговые выплаты – соответственно). В общем, по документам жилье будет выглядеть вполне доступным, цены – оправданными, а рентабельность – средненькой. И никакого ценового сговора, боже упаси. Что дальше? Проверять риэлторов? Или проверять многочисленные ООО, облепившие застройщика со всех сторон? Или проверять на предмет уплаты налогов частных инвесторов, играющих на рынке недвижимости?

Возможно, все это поможет властям понять, как в реальности устроен этот рынок, вот только на цене это вряд ли скажется. Пока в стране не иссякнут желающие платить по $3600 за квадратный метр в столичной панельной многоэтажке, жилье будет стоить ровно столько и ни центом меньше. А как распределяется маржа, для покупателя не так уж важно.