Есть куда расти


Россия и Европа

По данным Росстата, продуктовая розница в 2005 г. наторговала на $113 млрд. В майском обозрении Райффайзенбанка говорится, что к 2010 г. размер рынка может достигнуть $274 млрд, т. е. среднегодовые темпы роста составят около 19%. Прогноз международной организации IGD скромнее – всего $203 млрд к 2010 г. Но в обоих случаях продовольственный рынок России станет крупнейшим в Европе и пятым в мире.

Но определение “самый” не подходит российскому рынку, когда дело касается консолидации. На менее емких европейских рынках три крупнейших ритейлера в среднем контролируют от половины до 95% продаж (данные ACNielsen). Самые высокие показатели в Швеции (95%), Норвегии (86%), Финляндии (80%), Швейцарии (76%). Меньше консолидированы рынки Франции (64%), Великобритании (58%), Германии (57%). Еще меньше в странах Восточной Европы – Венгрии (32%), Чехии (25%), Польше (11%). В России же в 2005 г. три крупнейших игрока – Metro Cash & Carry (чистые продажи $1,8 млрд), “Магнит” ($1,578 млрд) и “Пятерочка” ($1,359 млрд) – занимали около 4% рынка.

После слияния “Пятерочки” с “Перекрестком” глава объединенной компании Лев Хасис заявил о планах сетей через 10 лет получить до 15% рынка. Бизнесмен уточнил, что минимум столько лидер рынка обычно получает в западных странах. В прошлом году “Пятерочка” и “Перекресток” совместно занимали около 2% (совокупная чистая выручка – $2,375 млрд). Объем рынка к 2015 г. составит, по прогнозу UFG, около $300 млрд. То есть, если все пойдет по плану, объединенная компания должна будет в 2015 г. показать выручку до $45 млрд. Это примерно в два раза больше, чем сейчас приходится на все российские продуктовые сети. Ежегодный рост “Пятерочки” при таком раскладе должен составлять около 35%.

В обзоре Райффайзенбанка говорится, что теоретически такие темпы возможны. К 2010 г. доля сетевой торговли на продуктовом рынке увеличится до 41% по сравнению с 21% в 2005 г., что соответствует среднегодовым темпам роста сетей в 36%.

Только вот темпы роста крупных сетей замедляются. Среднегодовой рост “Пятерочки” в 2003–2005 гг. составил 34%, “Перекрестка” – 65%. Но по итогам 2005 г. чистая выручка “Пятерочки” увеличилась всего на 23%, “Перекрестка” – на 54%. “Магнит” в прошлом году вырос на 86%, но в этом планирует всего 40%.

По мнению аналитика UFG Алексея Кривошапко, органически крупные сети не смогут расти на 40% ежегодно. По его подсчетам, органический рост “Пятерочки”, “Перекрестка”, “Магнита” и “Седьмого континента” в течение пяти лет будет составлять не более 25–35%. Остальное придется добирать за счет сделок по слиянию и поглощению (M&A, mergers & acquisitions). Сделки M&A, разумеется, будут происходить все чаще, согласен директор по связям с инвесторами “Магнита” Хачатур Помбухчан. По его словам, “Магнит” раньше подобными сделками не увлекался из-за непрозрачности бизнеса конкурентов, завышенной стоимости предложения и пробелов в законодательстве. Но и эта сеть может закрыть 2006 год с несколькими покупками. Хотя “Магнит” все же предпочитает арендовать сетевые магазины, как это случилось с частью нижегородской “Эконты”.

Крупные не продаются

По разным оценкам, в России работает 110–150 торговых сетей, на которые сейчас приходится 21% розничной торговли продуктами, или $24 млрд. По подсчетам “Ведомостей”, на 20 крупнейших сетей приходится примерно половина этой суммы (см. таблицу 1). Будут ли крупные сети объединяться между собой, чтобы увеличить долю рынка? Во всяком случае, не в ближайшие два-три года, считает Помбухчан из “Магнита”. Сделка по слиянию “Пятерочки” с “Перекрестком”, по его словам, скорее исключение из правил. В конце апреля, сразу после объявления об этом слиянии, на рынке заговорили о возможности второй сделки похожего уровня между “Седьмым континентом” и “Рамстором”. Но гендиректор турецкой компании Migros, владеющей 50% “Рамстора”, Азиз Булгу в интервью “Ведомостям” в июне заявил, что переговоров с “Семеркой” об объединении никогда не было.

Прочие крупные сети последние несколько лет заняты приведением в порядок отчетности для выхода на фондовый рынок. Они рассчитывают, что на бирже их оценят дороже, чем при сделке M&A, говорит Помбухчан. К публичным “Седьмому континенту”, “Пятерочке” и “Магниту” уже в этом году планировали присоединиться “Копейка”, “Лента” и “Дикси”. Почти все остальные сети из списка крупнейших также говорили о возможности IPO, но менее конкретно. Бывший менеджер “Патэрсона” рассказывал “Ведомостям”, что два года назад братья Мауергауз, владельцы сети, всерьез подумывали о продаже бизнеса конкурентам. Но цена, которую, опросив возможных покупателей, определила для них UFG, показалась собственникам настолько скромной, что они передумали в пользу IPO. Сейчас главной задачей в компании, уточняет собеседник “Ведомостей”, считается увеличение выручки, в том числе за счет поглощений небольших региональных сетей.

Крупные покупают

Продажи продуктов в Центральном федеральном округе сегодня составляют 38% всего рынка, только в Москве – 24%. Аналитики Райффайзенбанка ожидают, что российский розничный рынок будет расти главным образом за счет регионов. Поэтому наиболее активная консолидация отрасли ожидается “за счет покупки местных торговых сетей в рамках региональной экспансии” федеральных ритейлеров.

С июня прошлого года федеральные сети совершили около десятка крупных сделок по поглощению региональных конкурентов: “Пятерочка” выкупила 25 магазинов “Сети розничной торговли” (Москва и Московская область, стоимость сделки – $90 млн) и 18 универсамов “Народная копейка всегда” (Петербург, $60,8 млн), “Копейка” приобрела 48 магазинов “Эконта” (Нижний Новгород, около $100 млн) и 22 универсама “Самара-продукт” (Самара, $25–30 млн), “Седьмой континент” – 12 супермаркетов “Алтын” (Калининград, $36 млн). Холдинг “Марта” поглотил 18 магазинов “Продмака” (Москва, $30–35 млн), 69 универсамов “Пи” (Владимир, $70–80 млн), а также небольшие сети “Райден” (Казань) и “Апельсин” (Курск).

Продолжить движение в регионы легче всего будет “Пятерочке”, которая выкупает свои франчайзинговые сети. Сделки уже прошли в Екатеринбурге и Челябинске, планируются в Ярославле, Вологде, Белгороде, Омске, Самаре, Новосибирске и др. Независимые консультанты осведомлены о переговорах “Пятерочки” с пермской сетью “СемьЯ” и казанской “Эдельвейс”. Известно о намерении “Пятерочки” выйти на рынок Нижнего Новгорода. “Копейка” планирует создание дивизиона в Новосибирске. На рынке также обсуждают интерес “Патэрсона” к челябинским, самарским и архангельским сетям.

Активно предлагают себя и сами региональные сети. Например, выставленной на продажу считается ижевская сеть “Айкай”. А саратовская сеть “В яблочко” недавно разорвала закупочный альянс с “Мартой”, чтобы партнерство не мешало ей в переговорах с другими федеральными ритейлерами. Лакомыми объектами для поглощения являются сети, лидирующие на местных рынках, такие, как “Паллада” – “Сберегайка” (Орел), “Кора” (Кемерово) и др.

Покупка сети имеет смысл только в том случае, если она дает лучшие места продаж в городе и существенную долю на местном рынке, считает Помбухчан. Поэтому федеральные игроки прежде всего интересуются крупнейшими сетями того или иного региона (см. таблицу 2).

Впрочем, региональным ритейлерам необязательно продавать бизнес иногородним компаниям – с земляками бывает проще договориться. Именно так поступил владелец 15 архангельских магазинов “Сезон”, продавший их местной сети “Петровский”. После сделки “Петровский” стал самым крупным ритейлером в Архангельске. M&A с соседями увлекается и новосибирская “Холидей Классик” – недавно она объявила о слиянии с местной сетью “Сибириада”, а теперь готовит сделку с омской “Наш магазин”. Объединенную компанию региональные торговцы смогут еще дороже продать более крупным российским сетям или иностранным ритейлерам.

Иностранцы не идут

Выступая на конференции “Ведомостей”, Олег Бакун, генеральный директор консалтинговой Core Competences – Retail Evolution Company, подчеркнул, что “интерес западных инвесторов к нашему рынку сейчас достаточно большой, их искушает активный рост российских розничных компаний”. “Но эти побуждения, как правило, пропадают, когда потенциальные покупатели начинают работать с первичной документацией компании и ближе знакомиться с ее деятельностью”, – говорит Бакун. Поэтому сделок M&A с участием иностранных и российских ритейлеров еще не было, если не считать создания совместного предприятия холдингом “Марта” и немецкой Rewe Group. Сотрудник инвестиционной компании утверждает, что и Wal-Mart, и Carrefour интересовались покупкой питерской “Ленты”, но до серьезных договоренностей пока не дошло.

По словам Бакуна, покупка “Альфа-групп” контрольного пакета “Пятерочки” могла быть вызвана желанием в будущем продать объединенную компанию западным ритейлерам. “Но, по нашим прогнозам, она должна стоить $4,2 млрд, а стратегических инвесторов, способных заплатить такую сумму, в мире практически нет”, – заключает Бакун.