Поддержать IT-экспорт


Как пояснил вчера министр информтехнологий и связи Леонид Рейман, Федеральное агентство по информационным системам (ФАИС) будет создано в результате реорганизации Федерального агентства по информационным технологиям (ФАИТ). ФАИС должно будет отвечать за использование информационных систем, ресурсов и технологий в органах исполнительной власти. А Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере IT займется поддержкой компаний – производителей программного обеспечения и продвижением российского ПО на мировом рынке, рассказал министр. Сколько средств предусмотрено в бюджете на создание нового агентства, министр не уточнил, но сказал, что в его штате будет 50–70 человек.

Главный критерий, по которому агентство по развитию IT-экспорта будет отбирать компании для поддержки, – их “принадлежность российскому рынку”, пояснил Рейман “Ведомостям”. Даже если компания зарегистрирована за рубежом, у нее должно быть юридическое лицо в России, показывающее прибыль, добавил он. Конкретные IT-компании, которые могут рассчитывать на господдержку, министр не назвал.

В разработке концепции нового агентства принимали участие отраслевые организации – например, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и входящее в нее некоммерческое партнерство разработчиков “Руссофт”. Координатор комитета по международным делам и инвестициям АП КИТ Марина Румянцева считает, что создание агентства по IT-экспорту приведет к более существенной поддержке компаний, поставляющих ПО за рубеж. Будет ли АП КИТ участвовать в аккредитации IT-компаний (отборе претендентов на господдержку), она не сообщила. А президент “Руссофта” Валентин Макаров рассказал, что его ассоциация будет передавать рекомендации агентству, а оно – отбирать компании. “Для нас большой роли не играет, кто конкретно будет отвечать за аккредитацию, но очень хотелось бы, чтобы деятельность этой организации не увязла в бюрократических процедурах”, – говорит директор по корпоративным коммуникациям “Рексофт” Светлана Вронская.

“Любой продукт из сферы высоких технологий нужно продвигать, и разумно, если маркетингом будет заниматься государство”, – считает президент IBS Анатолий Карачинский. Он хотел бы, чтобы агентство организовывало и финансировало участие российских IT-компаний в зарубежных выставках и семинарах, как это делают агентства Индии и Китая. А первого вице-президента “Ситроникса” Александра Луценко интересуют госгарантии и кредитование при экспортных поставках высокотехнологичной продукции, например, на развивающиеся рынки. “Если это агентство будет работать на тех же принципах, что немецкий Hermes или французский Coface, то мы с удовольствием будем использовать его потенциал”, – говорит он.

Директор по маркетингу InfoWatch Денис Зенкин сомневается, что агентство сможет помочь производителям ПО. “Для работы в таком агентстве нужны высококлассные специалисты, а их в России немного, и все крупные IT-компании борются за них”, – объясняет он. Существенной поддержки для отрасли ожидать не стоит, согласен аналитик J’son & Partners Борис Овчинников.