Ставка на рубли


Установленная Сбербанком разница в ставках в 0,5 процентного пункта призвана подтолкнуть любителей валютных кредитов обратить свои взоры на рублевые, считает начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. Правда, в других банках надеются, что взоры клиентов обратятся на их предложения. Теперь у многих валютные кредиты оказались дешевле сберовских, что сыграет им на руку, считает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. Повышать проценты вслед за лидером рынка банки не намерены. По крайней мере так “Ведомостям” заявили представители банков “Авангард”, “ВТБ 24”, Собинбанка, “Союз” и “Хоум Кредит энд Финанс Банк”.

В конце июля столичные отделения Сбербанка прекратили выдачу валютных кредитов – сотрудники банка объясняли это грядущим пересмотром ставок. Новые ставки “Сбер” объявил вчера (они вступили в силу с 14 августа), и изменения затронули кредитование не только в валюте, но и в рублях. Причем увеличение ставки по валютным кредитам составило от 1,8% до 5,5% годовых в зависимости от вида кредита, а по рублевым ставки снизились на 0,2–7,5% годовых.

Теперь в Сбербанке впервые в российской банковской системе валютные кредиты для населения оказались дороже рублевых. К примеру, кредит “Сбера” на неотложные нужды раньше можно было получить под 16–19% годовых в рублях и 12–13% годовых в валюте (как в долларах, так и в евро). Теперь он же предлагается под 15–17% и 15,5–17,5% соответственно. Автокредиты со вчерашнего дня стали стоить 11,5–13,5% в рублях и 12–14% в валюте вместо 16% и 11,5%, а ипотечные кредиты – 11,8–12,8% в рублях и 12,3–13,3% в валюте вместо 15% и 10,8%.

Снижение ставок по рублевым кредитам пресс-служба Сбербанка объясняет снижением инфляции, стабильностью рубля по отношению к ведущим мировым валютам и переходом к его свободной конвертируемости, а также стремлением и дальше развивать потребительское и ипотечное кредитование. А вот причины повышения ставок по валютным кредитам представители банка не привели. Они лишь заверили, что ставки меняются только для вновь выдаваемых кредитов.

Это беспрецедентная ситуация для отечественного банковского сектора, заявил “Ведомостям” гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников, ведь прежде ставки по валютным кредитам всегда были ниже рублевых. Единственное, на что совсем недавно отважились некоторые банки, – это уравнять ставки по кредитным картам в рублях, долларах и евро.

Аналитик “Максвелл Капитала” Алексей Воробьев объясняет повышение ставок по валютным кредитам для населения отсутствием у “Сбера” интереса к этому сегменту. По оценке Матовникова, 88,9% розничного кредитного портфеля этого банка составляют рублевые кредиты и лишь 11,1% – валютные. Кредиты в валюте не пользуются большим спросом, и их доля в портфеле Сбербанка невелика, уверяет один из менеджеров банка, а процентная политика направлена на расширение круга граждан, заинтересованных в услугах банка.

“Сначала мы повысили ставки по депозитам, теперь снижаем по кредитам. Банк может себе это позволить, причем без потерь: снижение доходности операций будет компенсировано ростом их объема и нашей доли на рынке”, – объяснил он “Ведомостям”.

Аналитики согласны, что финансовые показатели банка от этих перемен не пострадают. Сокращение разрыва между ставками привлечения средств и их размещения компенсируется ростом объемов кредитования, считает аналитик “Тройки Диалог” Эндриу Кили. Не меняют своих оценок и в Citigroup. Аналитик этого банка Дмитрий Виноградов напоминает, как многие ожидали снижения прибыли банка после повышения ставок по депозитам, но итоги полугодия развеяли эти опасения. Вчера котировки обыкновенных акций Сбербанка в РТС выросли на 0,75%, хотя индекс биржи опустился на 0,34%.

А вот ставки по рублевым кредитам будут уменьшены и в других банках, предсказывает вице-президент “Внешторгбанк 24” Наталья Коновалова. Правда, о пересмотре ставок в “ВТБ 24” его представители говорить не стали. Банки традиционно реагируют на решение “Сбера” по ставкам, напоминает Матовников. Так, многие крупные банки повысили проценты по вкладам населения через месяц после февральского повышения ставок в Сбербанке.

“Вряд ли в большинстве банков валютные кредиты станут дешевле рублевых, но “перевод людей на рубли” – правильное решение”, – считает член правления Международного московского банка Дмитрий Мохначев.